Toggle navigation
Бэкенд для УМЦ
Home
Статьи
Специалисты
Спасатели
НАСФ
Население
Главная
Specialists
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Update
Update Specialist: Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Title
Text
<p align="left"><strong>1. Общие положения по действиям должностных лиц ГО и РСЧС</strong></p> <p>В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.</p> <p><strong>Положением о РСЧС установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей установленной постановлением Правительства Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций:</strong></p> <p>— локальных - силами и средствами организации;</p> <p>— местных - силами и средствами органов местного самоуправления;</p> <p>— территориальных - силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;</p> <p>— региональных и федеральных - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.</p> <p>При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.</p> <p>Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.</p> <p>В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 32) руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют действующие на принципах единоначалия руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Одновременно установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения о порядке проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p><strong>В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:</strong></p> <p>— проведение эвакуационных мероприятий;</p> <p>— остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;</p> <p>— проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;</p> <p>— ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;</p> <p>— разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;</p> <p>— использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;</p> <p>— привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований.</p> <p>Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.</p> <p>Эффективность работ по ликвидации чрезвычайной ситуации напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которого являются: сбор данных об обстановке, анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил.</p> <p>Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы.</p> <p align="center"><strong>2. Порядок организации обеспечения ликвидации ЧС</strong></p> <p><strong>Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:</strong></p> <p>— организация и постоянное ведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации и на конкретных участках работ, своевременный обмен сведениями об изменениях обстановки и принятых в связи с ними решениях;</p> <p>— транспортное обеспечение, включающее осуществление всех видов перевозок;</p> <p>— дорожное обеспечение – подготовка к установленному сроку силами и средствами соответствующих подразделений территориальной подсистемы РСЧС (ее звеньев), маршрутов движения всех видов транспортных средств в районах проведения работ, оборудование необходимых подъездов;</p> <p>— инженерное обеспечение - выполнение специальных инженерных работ, оборудование пунктов водоснабжения, доставка питьевой воды и др.;</p> <p>— гидрометеорологическое обеспечение – своевременное доведение до органов управления данных об элементах погоды в районах ведения работ, а также информации об опасных метео- и гидрологических явлениях и возможном характере их развития;</p> <p>— техническое обеспечение – организация работы по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, эвакуации неисправной техники;</p> <p>— медицинское обеспечение – осуществление мер по сохранению здоровья и работоспособности личного состава аварийно-спасательных служб и формирований, своевременному оказанию помощи пострадавшим, эвакуации их в лечебные учреждения;</p> <p>— материальное обеспечение – снабжение аварийно-спасательных служб и формирований, других участников ликвидации чрезвычайной ситуации продовольствием и питьевой водой, средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, специальной одеждой, а также обеспечение работ строительными материалами и топливом, оборудование пунктов приема пищи, мест отдыха и специальной обработки.</p> <p align="center"><strong>3. Действия при угрозе и возникновении ЧС</strong></p> <p><strong>Наиболее характерными ошибками в управленческой деятельности руководителей при получении информации о возникшей чрезвычайной ситуации являются:</strong></p> <p>— потеря времени на перепроверку достоверности полученной информации и задержка с оповещением соответствующих органов управления и сил РСЧС;</p> <p>— попытки в результате необъективной оценки степени возникшей угрозы ликвидировать инцидент своими силами;</p> <p>— неумелое практическое использование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p> <p>— недостаточная отработанность порядка привлечения к ликвидации масштабных чрезвычайных ситуации необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;</p> <p>— несвоевременное информирование о факте возникновения, истинных причинах и масштабах возникшей чрезвычайной ситуации вышестоящих органов управления, органов управления и населения, находящихся в опасной зоне.</p> <p>Подобного рода ошибки нередко приводят к неоправданно тяжелым последствиям чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Несвоевременное, недостоверное оповещение о факте и возможных последствиях происшествия, способах защиты производственного персонала и населения вызывает панические слухи и усложняет весь процесс ликвидации чрезвычайной ситуаций.</p> <p>Наибольшее напряжение в управленческой деятельности руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций создается в первые часы и даже минуты с момента ее возникновения. Организованный перевод территориальной подсистемы РСЧС в режим чрезвычайной ситуации, а главное – гарантия своевременности и полноты выполнения всех необходимых мероприятий достигаются в этих условиях заблаговременной разработкой алгоритмов действий руководителей органов управления в условиях возникновения наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Последовательность действий руководителя и исполнителей и ориентировочное время выполнения ими отдельных операций определяются с учетом условий данного субъекта Российской Федерации и привязываются к шкале времени. Алгоритм действий по решению руководителя субъекта Российской Федерации может разрабатываться отдельно для возможных наиболее характерных чрезвычайных ситуаций или иметь характер типового варианта.</p> <p>При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации решением руководителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил РСЧС устанавливается режим повышенной готовности. Несмотря на то, что реальная угроза безопасности населению и территории может оказаться чисто гипотетической, напряженность в работе руководителей субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по уменьшению отрицательных последствий возможной чрезвычайной ситуации сохраняется достаточно высокой. В связи с этим необходимость в разработке алгоритмов действий руководителей всех уровней при введении режима повышенной готовности также представляется весьма целесообразной. При этом учитывается, что в этом случае неизмеримо возрастает роль мониторинга и прогнозирования развития возможной чрезвычайной ситуации, роль аналитической работы при сохранении высокой готовности органов управления, сил и доходов и ликвидации чрезвычайной ситуации.</p> <p>Подобные алгоритмы работы руководителей целесообразно разрабатывать также в органах местного самоуправления и организациях.</p> <p>При отсутствии прямой угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях (акваториях) органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Но и в этих условиях соответствующими нормативными правовыми документами на них возлагаются серьезные задачи, главным образом нацеленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение их постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Большинство этих задач решаются под руководством или при личном участии руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.</p> <p><strong>К ним относятся:</strong></p> <p>— мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;</p> <p>— сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;</p> <p>— планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;</p> <p>— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;</p> <p>— пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;</p> <p>— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p> <p>— проведение мероприятий по планированию и подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.</p> <p>Как правило, решение этих задач осуществляется в плановом порядке, в режиме повседневной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не требует разработки специальных алгоритмов действий руководителей.</p> <p>Это не означает, что в отсутствие чрезвычайных ситуаций или предпосылок к их возникновению внимание к вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть ослаблено.</p> <p>Решая вопросы повседневного управления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями, их руководители обязаны уделять неослабное внимание обеспечению безопасности населения и территорий и их защите от чрезвычайных ситуаций различного характера.</p> <p>Деятельность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере регламентируется Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежегодно направляемыми МЧС России соответствующим должностным лицам.</p> <p>В Организационно-методических указаниях формулируется главная задача по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на год и основные направления деятельности руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориального и местного уровней.</p> <p>В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – это обеспечение эффективной работы и повседневной готовности территориальных подсистем и звеньев РСЧС, их органов управления и сил в условиях разграничения сфер ответственности между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе соблюдения принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при осуществлении совместной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p> <p>В области обеспечения пожарной безопасности – это реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городах и населенных пунктах, повышение эффективности работы органов пожарного надзора, совершенствование технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, дальнейшая интеграция системы пожарной безопасности в повседневную деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.</p> <p>В области обеспечения безопасности людей на водных объектах – это создание и развитие эффективных государственных систем профилактики безопасного поведения людей на воде, поиска и спасения людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, надзора на водных объектах за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.</p> <p>Особое внимание руководителей органов управления всех уровней Организационно-методические указания обращают на безусловную реализацию следующих положений:</p> <p>организацию подготовки руководителей и специалистов органов управления территориальных подсистем и местных звеньев РСЧС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по утвержденным программам;</p> <p>выполнение на территориальном, местном и объектовом уровнях мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения;</p> <p>учет комплексной оценки территориальных особенностей возникновения опасностей и угроз для критически важных объектов инфраструктуры и населения в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и необходимых мер по совершенствованию управления природной и техногенной безопасностью территорий;</p> <p>усиление работы по развитию и совершенствованию учебной материальной базы для обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;</p> <p>продолжение целенаправленной деятельности по подготовке органов управления и сил РСЧС в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по радиационной, химической и медико-биологической защите населения;</p> <p>продолжение совершенствования функциональной подсистемы РСЧС «Предупреждение и тушение пожаров»;</p> <p>совершенствование нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в области создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном и местном уровнях;</p> <p>обеспечение подготовки руководителей и специалистов функциональных подсистем оповещения и связи РСЧС всех уровней по вопросам эксплуатации систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, в том числе локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, особенно на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения.</p> <p>Уровень готовности органов управления и сил РСЧС к выполнению задач по предназначению в решающей степени зависит от состояния и организации их оперативной и профессиональной подготовки, формы которых, базовые составляющие, объемы и периодичность проведения соответствующих учебных и территориальных мероприятий регламентируются Организационно-методическими указаниями. На их основании и с учетом местных условий в субъектах Российской Федерации предусматривается ежегодная разработка своих организационно-методических указаний по подготовке органов управления территориальных подсистем обеспечения пожарной безопасности и территориальных подсистем РСЧС, годовые планы основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации и проведение не менее двух комплексных проверок муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации по вопросам организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.</p> <p>Масштабность мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежащих осуществлению в повседневном режиме функционирования территориальной подсистемы РСЧС, предопределяет непосредственное участие в организации их проведения и контроле своевременности и качества их практического выполнения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.<br /><br /></p> <p align="center"><strong>КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ</strong></p> <p><strong><em>Вопрос 1.</em></strong></p> <p>В соответствии с каким законом ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p><strong><em>Варианты ответов:</em></strong></p> <p>1. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».</p> <p>2. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».</p> <p>3. В соответствии с законом Российской Федерации «О безопасности».</p> <p><strong><em>Вопрос 2.</em></strong></p> <p>Где установлена классификация чрезвычайных ситуаций?</p> <p><strong><em>Варианты ответов:</em></strong></p> <p>1. В постановлении Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794</p> <p>2. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».</p> <p>3. Федеральном законе «О гражданской обороне».</p> <p><strong><em>Вопрос 3.</em></strong></p> <p>Чьим решением проводится ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации?</p> <p><strong><em>Варианты ответов:</em></strong></p> <p>1. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.</p> <p>2. По решению МЧС России в соответствии с договорами.</p> <p>3. По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти.</p> <p><strong><em>Вопрос 4.</em></strong></p> <p>Кто устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения о порядке проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p><strong><em>Варианты ответов:</em></strong></p> <p>1. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация.</p> <p>2. Органы местного самоуправления.</p> <p>3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.</p> <p><strong><em>Вопрос 5.</em></strong></p> <p>В каком нормативном правовом акте определены группы населения подлежащие подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?</p> <p><strong><em>Варианты ответов:</em></strong></p> <p>1. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003г. N 547.</p> <p>2. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».</p> <p>3. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.</p>
Update