Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования

Update Delete

ID16
TitleРежимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования
Text<p><strong><em>Понятия о режимах функционирования органов управления и сил РСЧС.</em></strong><strong><em>&nbsp;</em></strong></p>
<p>ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения</p>
<p>2.2.10 &nbsp;<strong>Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:</strong> определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.</p>
<p>Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) функционируют в трех режимах: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.</p>
<p>&nbsp;Режимы функционирования РСЧС определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ &laquo;О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo;.</p>
<p>Статья 1. Основные понятия</p>
<p>Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.</p>
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 &nbsp;№ 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".</p>
<ol start="24">
<li>При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.</li>
</ol>
<p>Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:</p>
<p>а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p>
<ol start="25">
<li>Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:</li>
</ol>
<p>а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;</p>
<p>б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;</p>
<p>в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;</p>
<p>г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;</p>
<p>д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.</p>
<p>Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной&nbsp; власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.</p>
<ol start="26">
<li>При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.</li>
<li>При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.</li>
</ol>
<p><strong>ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения.</strong></p>
<p>2.2.9. <strong>Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию:</strong> Состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.</p>
<p><em>Постановление &nbsp;Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 &laquo;О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенно&shy;го характера&raquo;. </em></p>
<p><em>Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:</em></p>
<ol>
<li><em> Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:</em></li>
</ol>
<p><em>а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей;</em></p>
<p><em>б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;</em></p>
<p><em>в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;</em></p>
<p><em>г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;</em></p>
<p><em>д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;</em></p>
<p><em>е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.</em></p>
<p>&nbsp;</p>
<p><strong>Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ &laquo;О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo;. </strong></p>
<p><strong>Установление уровней реагирования.</strong></p>
<p>При введении режима повышенной готовности или режима ЧС в зависимости от последствий ЧС, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств РСЧС, классификации ЧС и характера развития ЧС, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:</p>
<p>а) <strong>объектовый уровень</strong> реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;</p>
<p>б) <strong>местный уровень</strong> реагирования:</p>
<p>решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;</p>
<p>решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;</p>
<p>решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского округа;</p>
<p>решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;</p>
<p>в)<strong> региональный уровень</strong> реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;</p>
<p>г) <strong>федеральный уровень</strong> реагирования - решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации."</p>
<p><strong>&nbsp;</strong></p>
<p><strong><em>Порядок деятельности КЧС и ПБ и мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.</em></strong></p>
<p><strong><em>&nbsp;</em></strong></p>
<p><strong>Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС. Их сущность и организация выполнения.</strong></p>
<p>Таким образом, органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.</p>
<p>Режимы их работы устанавливают соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.</p>
<ol>
<li><strong>I</strong><strong>. </strong><strong>Мероприятия, проводимые КЧС и ПБ и органами управления в режиме повседневной деятельности:</strong></li>
</ol>
<p>Поддержание органов управления, сил и средств звена РСЧС в готовности к действиям.</p>
<ol>
<li>Разработка, корректировка и уточнение Планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов планирования, проверка их реальности в ходе учений, тренировок и занятий.</li>
<li>Изучение потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных бедствий, прогнозирование ожидаемых потерь и разрушений при возникновении ЧС.</li>
<li>Организация постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях.</li>
<li>Осуществление взаимного обмена информацией между вышестоящими, подчиненными и соседними органами управления.</li>
<li>Совершенствование подготовки органов управления звена РСЧС, сил, средств и населения к действиям в ЧС.</li>
<li>Планирование и выполнение целевых научно-технических программ и мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, повышению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС.</li>
<li>Создание, восполнение и поддержание в готовности чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.</li>
<li>Осуществление контроля за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.</li>
<li>Разработка функциональных обязанностей членов КЧС и ПБ.</li>
<li>Своевременный доклад вышестоящим органам управления об угрозе или возникновении ЧС и проводимых мероприятиях.</li>
</ol>
<p><strong>Главной целью</strong> <strong>работы КЧС и ПБ в режиме повседневной деятельности &ndash; организация защиты населения и территорий. Мероприятия по защите населения включают:</strong></p>
<ul>
<li>Подготовку (готовность) органов управления и сил;</li>
<li>обучение населения действиям при угрозе и возникновении ЧС;</li>
<li>создание запасов материально-технических средств (базы).</li>
</ul>
<p><strong>Готовность органов управления и сил к действиям в ЧС обеспечивается:</strong></p>
<ul>
<li>укомплектованностью КЧС и ПБ личным составом;</li>
<li>оснащением органов управления и сил техникой и имуществом;</li>
<li>содержанием техники и имущества в готовности к применению;</li>
<li>обучением личного состава органов управления и сил.</li>
</ul>
<p>Обучение всех групп населения осуществляется по месту работы (учебы, жительства).</p>
<p>Неработающее население обучается на учебно-консультационных пунктах, создаваемых при жилищно-эксплуатационных органах (муниципальных округах) путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм.</p>
<p><strong>С целью создания материально-технической базы РСЧС:</strong></p>
<ul>
<li>проводятся работы по созданию новой и совершенствованию существующей системы оповещения, связи и управления;</li>
<li>создаются запасы средств индивидуальной и медицинской защиты;</li>
<li>для обеспечения работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции создаются запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;</li>
<li>ведется накопление фонда защитных сооружений, проводится инвентаризация подвальных и других заглубленных помещений, которые могут быть использованы для укрытия людей. Осуществляется контроль за их готовностью к приему укрываемых;</li>
<li>планируется обеспечение техники, используемой для ликвидации ЧС, ГСМ.</li>
</ul>
<p><strong>В результате население должно знать</strong> сигналы оповещения, характеристики поражающих факторов при различных ЧС, способы и средства защиты, места укрытий, порядок эвакуации (временного отселения), правила поведения в зоне (очаге) поражения, затопления, а также <u>уметь</u> действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготовлять простейшие средства защиты органов дыхания, своевременно занимать защитные сооружения, предохранять продукты питания и воду, оказывать само- и взаимопомощь при поражениях, защищать семью, окружающих и обеспечивать их безопасность.</p>
<ol>
<li><strong>II</strong><strong>. </strong><strong>Мероприятия, проводимые КЧС и ПБ и органами управления при режиме повышенной готовности:</strong></li>
</ol>
<p>Приведение в готовность КЧС и ПБ, органов управления ГО и ЧС, системы связи и оповещения, усиление дежурно-диспетчерской службы.</p>
<p>Введение усиленного режима работы с круглосуточным дежурством руководящего состава комиссий по ЧС и органов управления, дежурных смен.</p>
<ol>
<li>Формирование из состава КЧС и ПБ оперативной группы (ОГ).</li>
<li>Своевременное представление докладов в вышестоящие органы управления, информирование подчиненных и соседей о сложившейся обстановке и возможном ее развитии.</li>
<li>Уточнение принятых решений и ранее разработанных планов.</li>
<li>Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях.</li>
<li>Прогнозирование возможной ЧС, ее последствий и масштабов (по данным информации об аварии).</li>
<li>Принятие мер по защите населения, окружающей природной среды и повышению устойчивости функционирования объектов экономики.</li>
<li>Приведение в готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации угрозы возникновения ЧС, уточнение задач и, при необходимости, выдвижение в район возможных бедствий.</li>
<li>Проверка готовности служб жизнеобеспечения населения к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой.</li>
<li>Организация и контроль за предварительными методами по защите населения, снабжению средствами индивидуальной защиты и повышению устойчивости функционирования служб и объектов жизнеобеспечения.</li>
</ol>
<p>В условиях незначительного удаления источника аварии, а также при внезапно возникающих стихийных бедствиях периода угрозы возникновения ЧС может не быть. КЧС и ПБ сразу начинает функционировать в режиме чрезвычайной ситуации.</p>
<p>Председатель КЧС&nbsp; ПБ при внезапно возникающих ЧС и ПБ общий сбор членов комиссии не проводит. Члены комиссии начинают действовать в порядке, определенном функциональными обязанностями, план-графиком работы КЧС и предварительными распоряжениями председателя комиссии. О принимаемых мерах и обстановке постоянно информируют руководство КЧС и ПБ.</p>
<p><strong>III</strong><strong>. </strong><strong>Мероприятия, проводимые КЧС и ПБ, органами управления в режиме чрезвычайной ситуации:</strong></p>
<p>Выполнение мероприятий режима повышенной готовности, если они не проводились ранее.</p>
<ol>
<li>Перевод органов управления ГО и ЧС, расположенных в районе бедствия на круглосуточный режим.</li>
<li>Организация защиты населения.</li>
<li>Доклад вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях, информирование подчиненных, соседей.</li>
<li>Выдвижение оперативных групп в район ЧС для непосредственного руководства проведением АСДНР.</li>
<li>Выдвижение органов управления, сил РСЧС и других привлекаемых сил в район бедствия.</li>
<li>Определение границ зоны ЧС.</li>
<li>Организация и руководство АСДНР.</li>
<li>Выполнение мероприятий по устойчивому функционированию отраслей и объектов экономики, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.</li>
<li>Осуществление контроля за состоянием окружающей среды в районах ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающим к ним территориях.</li>
<li>Оценка масштабов ущерба.</li>
</ol>
<p><strong>Мероприятия по защите населения, ликвидации ЧС и ее последствий условно можно разделить на 2 этапа.</strong></p>
<p><strong>Первый этап</strong>:</p>
<p><strong><em>принятие экстренных мер по защите людей, предотвращению развития ЧС и осуществление аварийно-спасательных работ.</em></strong></p>
<p><strong>К экстренным мерам защиты людей относятся:</strong></p>
<ul>
<li>оповещение об опасности и информирование о правилах поведения;</li>
<li>использование средств защиты и медицинской профилактики (исходя из обстановки);</li>
<li>эвакуация людей с участков, на которых существует опасность поражения людей;</li>
<li>оказание пострадавшим первой медицинской помощи.</li>
</ul>
<p>Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляются мероприятия, предусмотренные планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.</p>
<p><strong>Одновременно проводятся:</strong></p>
<ul>
<li>разведка зоны ЧС;</li>
<li>оценка складывающейся обстановки;</li>
<li>уточнение мер по защите людей и ликвидации ЧС.</li>
</ul>
<p><strong>При проведении аварийно-спасательных работ проводятся:</strong></p>
<ul>
<li>розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуация людей из опасных зон;</li>
<li>оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;</li>
<li>локализация источников опасности, ликвидация пожаров, разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.</li>
</ul>
<p>Работы, связанные со спасением людей, организуются и проводятся непрерывно до полного их завершения.</p>
<p><strong>Второй этап:</strong></p>
<p><strong><em>первоочередное обеспечение людей, пострадавших в результате бедствия.</em></strong></p>
<p><strong>Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся под руководством КЧС и ПБ районных органов власти с привлечением КЧС и ПБ организаций. С этой целью проводятся следующие мероприятия:</strong></p>
<ul>
<li>временное размещение людей, оставшихся без крова;</li>
<li>обеспечение людей чистыми (незараженными) продуктами, водой и предметами первой необходимости;</li>
<li>создание условий для нормальной деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;</li>
<li>организация учета и распределения материальной помощи;</li>
<li>проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;</li>
<li>проведение работы по снижению последствий психического воздействия ЧС;</li>
<li>расселение эвакуируемого населения в безопасных районах.</li>
</ul>
<p>О возникшей ЧС, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую комиссию по ЧС и орган управления ГО и ЧС.</p>
<p>&nbsp;</p>