ID | 22 |
---|---|
Title | Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ |
Text | <p><strong><em><br /> </em></strong></p> <h1> </h1> <ol> <li>Видеослайды, слайды.</li> <li>Справочный материал.</li> <li>Видеофильмы по теме.</li> </ol> <p> </p> <p><strong><em>ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:</em></strong></p> <p>Большой объём задач, выполняемых гражданской обороной на объектах экономики, как при ведении военных действий, так и при ЧС природного и техногенного характера, вызывает необходимость заблаговременно, еще в мирное время, создания, оснащения техникой и имуществом, подготовки и содержания в готовности сил и средств ГО для проведения АСДНР.</p> <p>От оснащения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом, умения действовать в условиях, близких к реальным, готовности к выполнению поставленных задач, его морально-психологической подготовки будут зависеть жизни многих тысяч людей, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.</p> <p>Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.</p> <p>Нештатные аварийно-спасательные формирования - это самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.</p> <p><strong><em>Нормативное правовое регулирование создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.</em></strong></p> <p><em>1.1. Федеральный закон от 22.08.1995г. №151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"</em></p> <p>Определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.</p> <p>Устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации.</p> <p>Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ</p> <p>К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.</p> <p>Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб</p> <p>1 Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.</p> <ol start="2"> <li>Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.</li> <li>Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.</li> </ol> <p><em>Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".</em></p> <p>Статья 1. Основные понятия</p> <p>Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Статья 15. Силы гражданской обороны</p> <ol> <li>Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.</li> <li>Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.</li> </ol> <p>Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.</p> <ol start="3"> <li>Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.</li> <li>Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.</li> <li>Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.</li> </ol> <p><em>1.3. Федеральный закон от 24.04.1996 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера"</em></p> <p>Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</p> <p>п.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:</p> <p>б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.</p> <ol start="2"> <li>Органы местного самоуправления самостоятельно:</li> </ol> <p>а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.</p> <p>Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</p> <p>Организации обязаны:</p> <p>в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.</p> <p><em>1.4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС"</em></p> <p>п.2. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».</p> <p>п.13. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.</p> <p>Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.</p> <p>п.14. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).</p> <p>Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.</p> <p>Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.</p> <p>Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.</p> <p>Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p><em>Постановление Правительства РФ от 26.11.2007г. № 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской федерации"</em></p> <ol start="12"> <li>Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:</li> </ol> <p>- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;</p> <p>- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;</p> <p>- разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;</p> <p>- организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;</p> <p>- учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.</p> <p>1<em>.6. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей".</em></p> <ol> <li>Настоящее Положение определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.</li> <li>Аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.</li> <li>Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации.</li> <li>В отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.</li> </ol> <p>В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.</p> <p><em>1.7. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 г. № 999 </em></p> <p>п.1. Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.</p> <p>п.4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.</p> <p> Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.</p> <p>Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами .</p> <p>В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.</p> <p><em>1.8 Приказ МЧС РФ </em><em>от 18.12.2014 г. № 701"Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" </em></p> <p> НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>НФГО создаются с учетом Примерного перечень создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне</p> <p> Оснащение НФГО осуществляется в соответствии с примерными нормамиоснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами</p> <p>В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне</p> <p>Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p><em>1.9. Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 г. № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".</em></p> <p>п.7. Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.</p> <p>п.8. По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.</p> <p>В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.</p> <p>Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.</p> <p>п.15. Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:</p> <p>п.п.15.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:</p> <p> - создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;</p> <p> -создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p><strong><br /> </strong> п.16. Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:</p> <p>16.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:</p> <p> - создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;</p> <p> - создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;</p> <p> - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны;</p> <p> - создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориями по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.<u></u></p> <p><strong><em>Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб, НАСФ и НФГО.</em></strong></p> <p>Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.</p> <p>Основными задачами спасательных служб являются: - проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;</p> <p>- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;</p> <p>- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;</p> <p>- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.</p> <p>Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.</p> <p>Спасательные службы подразделяются на следующие:</p> <p>- спасательная служба общего назначения;</p> <p>- медицинская спасательная служба;</p> <p>- противопожарная спасательная служба;</p> <p>- инженерная спасательная служба;</p> <p>- коммунально-техническая спасательная служба;</p> <p>- автотранспортная спасательная служба;</p> <p>- спасательная служба оповещения и связи;</p> <p>- спасательная служба охраны общественного порядка;</p> <p>- спасательная служба торговли и питания;</p> <p>- спасательная служба защиты животных и растений;</p> <p>- спасательная служба материально-технического снабжения;</p> <p>- спасательная служба снабжения ГСМ;</p> <p>- спасательная служба убежищ и укрытий;</p> <p>- спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей;</p> <p>- спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;</p> <p>- служба радиационной и химической защиты;</p> <p>- спасательная служба ритуальных услуг.</p> <p>В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие спасательные службы.</p> <p><em>Порядок создания, оснащения и применения НАСФ</em></p> <p>Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999.</p> <p>Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".</p> <p>Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами .</p> <p>В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования. <em>(показ фильма продолжительностью до 2 минут о задачах НАСФ)</em></p> <p><strong><em>Основными задачами НАСФ являются:</em></strong></p> <p>- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;</p> <p>- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;</p> <p>- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);</p> <p>- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;</p> <p>- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;</p> <p>- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.</p> <p>Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения. Согласовываются с территориальными органами МЧС России - ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации.</p> <p>Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.</p> <p>Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.</p> <p>НАСФ подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p>МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности НАСФ, а также контроль в этой области (Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999, п.12). <em>(показ фильма продолжительностью до 2 минут о делении НАСФ)</em><em> </em></p> <p><strong><em>НАСФ подразделяются:</em></strong></p> <p>- по подчиненности: на территориальные формирования и формирования организаций;</p> <p>- по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: на посты, группы, звенья, команды;</p> <p>- по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты. <em>(показ фильма продолжительностью до 2 минут о предназначении территориальных и объектовых НАСФ)</em></p> <p>Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий ГО и ликвидации ЧС на соответствующих территориях, наращивания группировки сил ГО и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.</p> <p>Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной ОИВ субъектов РФ, ОМСУ.</p> <p>Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.</p> <p>Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.</p> <p>Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p>Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.</p> <p>Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.</p> <p>Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений, предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:</p> <p>- группы инженерной, радиационной, химической и биологической разведки - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;</p> <p>- посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;</p> <p>- команды, группы радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;</p> <p>- команды и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;</p> <p>- медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;</p> <p>- инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;</p> <p>- аварийно-технические команды - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;</p> <p>- автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил ГО к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;</p> <p>- подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;</p> <p>- подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;</p> <p>- команды защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;</p> <p>- команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);</p> <p>- команды защиты животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;</p> <p>- команды защиты растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;</p> <p>- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;</p> <p>- подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;</p> <p>- подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;</p> <p>- подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;</p> <p>звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.</p> <p><strong><em>Предназначение, состав НФГО </em></strong></p> <p>НФГО предназначены для участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций</p> <p>Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее - организации), исходя из примерного перечня создаваемых НФГО и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.</p> <p>Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:</p> <p> - определяют организации, создающие НФГО;</p> <p> - организуют создание и подготовку НФГО;</p> <p> - осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;</p> <p> - создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.</p> <p>Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:</p> <p>- определяют организации, создающие НФГО;</p> <p>- организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;</p> <p>- организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;</p> <p>- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.</p> <p> Организации:</p> <p>- создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;</p> <p>- осуществляют обучение личного состава НФГО;</p> <p>- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.</p> <p> НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.</p> <p> Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа.</p> <p><strong><em>Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб, НАСФ и НФГО. Организация подготовки к выполнению задач.</em></strong></p> <p> <em>3.1. Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований</em></p> <p>Личный состав НАСФ, НФГО и спасательных служб комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).</p> <p>С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НАСФ, НФГО и спасательные службы доукомплектовываются невоеннообязанными.</p> <p>Зачисление граждан в состав НАСФ, НФГО производится приказом руководителя организации.</p> <p>Основной состав руководителей и специалистов НАСФ и спасательных служб, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.</p> <p>Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p> <p><em>3.2. Обеспечение НАСФ и НФГО техникой и имуществом.</em></p> <p>Обеспечение НАСФ, НФГО и спасательных служб специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.</p> <p>Основными видами специального имущества, закупаемого и хранящегося в организациях, являются средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства индивидуальной защиты, спецобработки, медицинской защиты, пожаротушения, инженерные связи и оповещения, а также имущество служб тыла, техника, имущество продовольственной службы, загородного пункта управления гражданской обороны, защитных сооружений, тренажеры и специальные учебно-методические пособия.</p> <p>Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 г. № 999).</p> <p><em>3.3. Финансовое обеспечение</em></p> <p>Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий профессиональных спасателей созданных (Федеральный закон от 22.08.1995 г. №151-ФЗ, Ст.20):</p> <p>- федеральными ОИВ - является расходным обязательством Российской Федерации;</p> <p>- ОИВ субъекта Российской Федерации - является расходным обязательством субъекта Российской Федерации;</p> <p>- ОМСУ муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.</p> <p>Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения является):</p> <p>- осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны - расходным обязательством Российской Федерации;</p> <p>- регионального уровня - расходным обязательством субъекта Российской Федерации;</p> <p>- местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования;</p> <p>- проводимых организациями - за счет средств организаций.</p> <p><em>3.4. Порядок применения НАСФ и НФГО.</em></p> <p>Применение НАСФ и НФГО осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.</p> <p>Порядок применения НАСФ и НФГО в военное время определяется Планами ГО и защиты населения республики, районов и организаций. НАСФ и НФГО применяется в соответствии со своим предназначением, сроками готовности и договорными обязательствами.</p> <p>Созданные в организациях республики, районах и городах НАСФ и НФГО для защиты населения и территорий решением Руководителя сводятся в группировку сил ГО. Группировка сил ГО - сведенные в определенную систему и расположенные соответствующим образом силы ГО, предназначенные для ведения АСДНР в очагах поражения.</p> <p>В состав эшелонов включаются:</p> <p>- первого - спасательных воинских формирований МЧС России, НАСФ повышенной и постоянной готовности категорированных городов, населенных пунктов с объектами особой важности, выведенные в безопасную зону до общих эвакомероприятий, а также близлежащих к категорированным городам сельских районов и некатегорированных городов;</p> <p>- второго - остальные НАСФ и НФГО категорированных городов и населенных пунктов с объектами особой важности, некатегорированных городов и сельских районов, не вошедших в первый эшелон.</p> <p>В первый эшелон может включаться до 50%, второй - до 30%, резерв - до 20% общей численности группировки сил ГО.</p> <p>В эшелонах предусматривается создание смен. Количество смен должно обеспечивать непрерывное проведение АСДНР и может составлять: в первом эшелоне - 2-3 смены, во втором - 2 смены.</p> <p>Резерв создается:</p> <p>- города (района) - за счет территориальных НАСФ города (района), а также взаимодействующих с ним некатегорированных городов и сельских районов;</p> <p>- республики - за счет спасательных воинских формирований МЧС России, территориальных НАСФ республики, а также местных НАСФ и НФГО не категорированных городов и сельских районов, наиболее удаленных от категорированных городов.</p> <p>Готовность сил ГО к выдвижению в очаги поражения из исходных районов в безопасных районах через 2-3 часа после их занятия.</p> <p><em>(показ фильма продолжительностью до 4 минут о подготовке территориальных и объектовых НАСФ)</em></p> <p>Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны (далее – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.</p> <p>Подготовка НАСФ включает в себя следующие мероприятия:</p> <p>- повышение квалификации руководителей НАСФ по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в <strong><em>Бюджетном общеобразовательном учреждении Дополнительного профессионального образования учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области: </em></strong></p> <p>- первоначальную подготовку личного состава НАСФ в учебных центрах и иных образовательных организациях и их аттестацию в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждённого постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1091;</p> <p>- обучение личного состава НАСФ в организациях, расположенных на территории Омской области и создающих НАСФ, по учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы;</p> <p>- участие личного состава НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.</p> <p>Настоящая Примерная программа предназначена для обучения личного состава НАСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приёмам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий либо ЧС, для совершенствования умений и навыков применения техники, инструментов, приборов и принадлежностей, находящихся на оснащении НАСФ, а также получения личным составом НАСФ знаний и умений по соблюдению мер безопасности.</p> <p>Обучение личного состава НАСФ по учебным программам планируется и проводится в межаттестационный период в организациях в рабочее время в объёме не менее 20 часов.</p> <p>Личный состав НФГО комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законодательством</p> <p>Подготовка НФГО Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и примерной программой курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны разработанной МЧС России. <strong><em>Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.</em></strong></p> <p>Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 15 часов в год.</p> <p>Форма курсового обучения личного состава НФГО - очная в рамках рабочего времени.</p> <p>Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом, организации создающей НФГО.</p> <p>Примерная программа составлена по модульному принципу и включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.</p> <p>Темы модуля базовой подготовки отрабатываются всеми видами НФГО, в рекомендуемом объеме не менее 9 часов</p> <p>На подготовку личного состава НФГО по модулю <em>специальной</em> подготовки рекомендуется отводить не менее 6 часов. Проверка индивидуальных знаний личного состава осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования, а формирования в целом при проведении учений и тренировок. Проверку знаний личного состава НФГО рекомендуется проводить руководителю НФГО.</p> <p>Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НФГО, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НФГО.</p> <p>Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.</p> <p>Журналы хранятся в течение года после завершения обучения.<u></u></p> <p>Так как вопрос защиты рабочих, служащих и населения в ЧС мирного и военного времени является главным в работе руководителя организации, города (района), республики, поэтому он должен находиться в центре его повседневной деятельности. А это значит, вопросу создания НАСФ, их оснащению и обучению, воспитанию высоких морально-психологических качеств и поддержанию их в постоянной готовности к применению должно уделяться самое пристальное внимание.</p> <p> </p> <p> </p> |