ID | 24 |
---|---|
Title | Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС |
Text | <p><strong>Организация управления, связи и оповещения в системе ГО и РСЧС.</strong></p> <p>Для обеспечения постоянного руководства силами ГО, своевременного</p> <p>проведения всех мероприятий ГО создается система управления, которая должна обеспечить руководителю ГО возможность постоянно руководить действиями подчиненных сил в любых условиях обстановки.</p> <p> Управление системой гражданской защиты - это целенаправленный процесс деятельности органов управления РСЧС и ГО всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности сил и средств, населения, объектов экономики и руководству ими при угрозе возникновения и ликвидации ЧС.</p> <p> Процесс управления - совокупность последовательных действий для</p> <p>достижения цели или результата управления системой гражданской защиты.</p> <p>Система управления - совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев и ПУ, оснащенных средствами связи и оповещения,</p> <p>а также автоматизированными средствами, обеспечивающими сбор, обработку и передачу информации.</p> <p>Организация управления ГО предполагает использовать связь как основной инструмент деятельности. Связь является основным средством, обеспечивающим управление силами ГО объекта экономики.</p> <p>Система связи и оповещения - организационно-техническое объединение сил и средств связи, развертываемых или организуемых по единому плану и предназначенных для решения задач обеспечения готовности к действиям органов управления, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществления в установленном порядке сбора, обработки, обмена и выдачи информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.</p> <p>Она организуется с пункта управления в соответствии с решением руководителя ГО и распоряжения по связи вышестоящего органа управления, распоряжения органа управления ГО объекта, исходя из наличия и состояния сил и средств связи.</p> <p>Управление в РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем и практическому их выполнению в повседневной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. Каждый уровень управления РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.</p> <p>Координационные органы - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) создаются для координации деятельности органов управления и сил РСЧС на соответствующем уровне. Они, как коллегиальные органы, объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств этого уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения оперативно мобилизовать силы и ресурсы соответствующей территории на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Рабочими органами КЧС и ПБ являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Органом управления, осуществляющим государственное управление, координацию и контроль в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне, является МЧС России.</p> <p>Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.</p> <p>Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляют создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления: пункты управления (ЦУКС); оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, ДДС и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.</p> <p>Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления могут создаваться нештатные органы управления - оперативные группы.</p> <p> Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.</p> <p>Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:</p> <ul> <li>максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;</li> <li>заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;</li> <li>оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;</li> <li>сопряжением систем оповещения и связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации;</li> <li>заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;</li> <li>заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.</li> </ul> <p>Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС.</p> <p>В системе связи МЧС России используются линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего пользования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.</p> <p>С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС, которая заслуживает более детального рассмотрения.</p> <p>Для информационного обеспечения управления в РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий гражданской обороны и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности МЧС России и органов управления единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях создана автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС). Ее основными функциями являются:</p> <ul> <li>сбор от абонентов (пользователей) системы и обработку оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов экономики и инфраструктуры, природной среды, сил и средств РСЧС о наличии и состоянии запасов и резервов;</li> <li>подготовку рекомендаций и вариантов решений по прогнозу чрезвычайных ситуаций и действиям при их ликвидации;</li> <li>сопряжение с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС;</li> <li>передачу необходимой информации органам управления РСЧС всех уровней и обмен информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС.</li> </ul> <p>АИУС РСЧС построена как территориально распределенная система расположенных по всей стране республиканских, краевых, областных информационно-управляющих центров, городских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных. Такая структура обеспечивает возможность управления действиями в чрезвычайных ситуациях на уровне республик, краев, областей, городов и районов Российской Федерации, не исключая возможности рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления.</p> <p>Функционально АИУС РСЧС состоит из основной, резервной и дублирующей подсистем, в состав которых включены:</p> <ul> <li>функционально-ориентированные комплексы средств автоматизации (КСА), размещаемые на стационарных пунктах управления;</li> <li>мобильные КСА (МКСА) подвижных пунктов управления (ППУ) и других объектов;</li> <li>абонентские комплекты пользователей (АКП);</li> <li>КСА взаимодействия с внешними (по отношению к МЧС России) структурами (КСАВ);</li> <li>сеть связи и передачи данных (ССПД), обеспечивающая телефонную, телеграфную, факсимильную, селекторную связь, передачу сигналов оповещения, обмен данными (формализованными и неформализованными сообщениями);</li> <li>доступ к удаленным файловым или WEB-серверам и базам данных. При переходе на цифровые каналы ССПД федерального и территориального уровней РСЧС будет обеспечиваться передача видеоинформации.</li> </ul> <p>АИУС РСЧС функционирует как в мирное время (в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение). При этом возможности комплексов средств автоматизации в зависимости от режима функционирования меняются.</p> <p>В режиме повседневной деятельности объектовые комплексы средств автоматизации всех уровней АИУС РСЧС обеспечивают работу органов управления ГОЧС на подведомственной территории. Контролируется состояние объектовых комплексов и системы в целом, организуются тренировки и учения органов управления, сил и средств РСЧС, разрабатываются и совершенствуются планы действий в экстремальных условиях, перспективные планы профилактики чрезвычайных ситуаций, дальнейшего развития и совершенствования РСЧС.</p> <p>В этом режиме выполняется первичный ввод и ведение баз данных нормативно-справочной информации, создание новых и совершенствование имеющихся функциональных задач, развитие программно-технических средств АИУС РСЧС.</p> <p>В режиме повышенной готовности комплексы средств автоматизации обеспечивают деятельность МЧС России и органов управления ГОЧС по приведению в готовность к возможным действиям органов управления и сил РСЧС, принятию оперативных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, снижению возможного ущерба. Уточняются причины, вызвавшие ухудшение обстановки, осуществляется прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций и их развития. Усиливается контроль над состоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Для обоснования мер по ликвидации угрозы чрезвычайных ситуаций осуществляются расчеты по привлечению сил и средств, приведению их в высшие степени готовности. При необходимости доводятся команды (распоряжения) на выдвижение части сил в район предполагаемого бедствия и осуществляется контроль их действий, проводится оповещение населения. Усиливаются дежурные службы эксплуатационного персонала АИУС РСЧС. Программно-технические средства приводятся в рабочее состояние для решения соответствующих задач, в том числе подготавливаются к выводу в ожидаемый район бедствия мобильные средства.</p> <p> В режиме чрезвычайной ситуации комплексы средств автоматизации обеспечивают управленческую деятельность МЧС России и органов управления ГОЧС по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. Собираются данные о факте аварий, катастроф, стихийных бедствий и сложившейся обстановке, оповещаются соответствующие органы управления и силы РСЧС. АИУС РСЧС обеспечивает решение задач по управлению выдвижением сил и средств в зону бедствия, мероприятиями по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Эксплуатационный персонал объектовых комплексов средств автоматизации переходит на круглосуточный режим работы. В случае необходимости мобильные средства АИУС РСЧС выдвигаются в район бедствия для непосредственного обеспечения работы оперативных групп.</p> <p> </p> <p>Основные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.</p> <p><strong>1. Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»</strong></p> <p>Глава III. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО.</p> <p>Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области ГО.</p> <ol> <li>Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:</li> </ol> <ul> <li>создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.</li> </ul> <ol start="2"> <li>Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:</li> </ol> <ul> <li>создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.</li> </ul> <p>Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны.</p> <ol> <li>Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:</li> </ol> <ul> <li>создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.</li> </ul> <p>Глава IV. Руководство гражданской обороной.</p> <p>Статья 11. Руководство гражданской обороной:</p> <ol> <li>Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.</li> </ol> <p>1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.</p> <ol start="2"> <li>Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.</li> <li>Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.</li> <li>Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.</li> </ol> <p>Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной:</p> <p>Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:</p> <ol> <li>федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;</li> <li>территориальные органы – органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.</li> </ol> <p>Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;</p> <ol start="3"> <li>структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;</li> <li>структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</li> </ol> <p><strong>2. Федеральный закон от 24.04.1996 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»</strong></p> <p>Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</p> <p>Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</p> <p>Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МЧС России).</p> <p>Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы</p> <p><strong>3. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»</strong></p> <ol> <li>Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать, начиная с 1993 года:</li> </ol> <p>- включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;</p> <p>- проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;</p> <p>- создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).</p> <ol start="2"> <li>Установить зоны действия локальных систем оповещения:</li> </ol> <p>- в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5км вокруг объектов (включая поселок объекта);</p> <p>- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5км вокруг объектов;</p> <p>- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6км от объектов.</p> <p><strong>4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»</strong></p> <ol start="5"> <li>Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.</li> <li>На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.</li> <li>Координационными органами единой системы являются:</li> </ol> <p>- на федеральном и межрегиональном уровнях- Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций;</p> <p>- на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) субъектов Российской Федерации; </p> <p>- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - КЧС и ПБ муниципальных образований;</p> <p>- на объектовом уровне - КЧС и ПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.</p> <ol start="10"> <li>Постоянно действующими органами управления единой системы являются:</li> </ol> <ul> <li>на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделения федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций;</li> <li>на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенные в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;</li> <li>на региональном уровне - территориальные органы МЧС России (главные управления МЧС России по субъектам РФ);</li> <li>на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;</li> <li>на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</li> </ul> <ol start="11"> <li>Органами повседневного управления единой системы являются:</li> </ol> <p>- на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), организации (подразделения) федеральных органов исполнительной власти и государственные корпорации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;</p> <p>- на межрегиональном уровне - ЦУКС территориальных органов МЧС России, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов, организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;</p> <p>- на региональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;</p> <p>- на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС), подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;;</p> <p>- на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.</p> <ol start="12"> <li>Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.</li> <li>32. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.</li> </ol> <p>Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p> Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.</p> <p><strong>5. Приказ МЧС, МВД и ФСБ России от 31.05.2005 №428/432/321 (изм. от 06.02.2009г.)</strong></p> <p>«О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций»</p> <ol> <li>Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций и предназначено для использования федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей.</li> </ol> <p><strong>6. Приказ МЧС РФ от 29.06.2006 №386</strong></p> <p>«Об утверждении Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах»</p> <ol> <li>Настоящий Административный регламент определяет последовательность (административные процедуры) и сроки действий по осуществлению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - государственная функция по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах).</li> </ol> <p> </p> <p><em> </em><strong>Системы централизованного оповещения. Локальные системы оповещения.</strong><strong> </strong></p> <p>Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.</p> <p>Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.</p> <p>Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.</p> <p>Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, территориальный, местный и объектовый.</p> <p>Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.</p> <p>Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.</p> <p>Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на включение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (руководитель организации).</p> <p><strong>Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО).</strong><strong> </strong></p> <p>Действующее в настоящее время Положение о системах оповещения населения разработано согласно существующим нормативным правовым актам Российской Федерации и утверждено совместным приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 года. Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2021 года.</p> <p>Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.</p> <p>Система оповещения населения включается в систему управления ГО и РСЧС, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.</p> <p><strong>Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:</strong></p> <p><strong>на региональном уровне</strong> - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);</p> <p><strong>на муниципальном уровне</strong> - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);</p> <p><strong>на объектовом уровне</strong> - локальная система оповещения.</p> <p>Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.</p> <p>Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.</p> <p>Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.</p> <p>Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.</p> <p><strong>Основные задачи систем оповещения населения.</strong><strong> </strong></p> <p><strong>Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:</strong></p> <p>руководящего состава ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации;</p> <p>органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - территориального органа МЧС России);</p> <p>органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;</p> <p>единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;</p> <p>сил ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации;</p> <p>дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;</p> <p>людей, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.</p> <p><strong>Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:</strong></p> <p>руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;</p> <p>сил ГО и РСЧС муниципального образования;</p> <p>дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;</p> <p>людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.</p> <p><strong>Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:</strong></p> <p>руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, объектового звена РСЧС;</p> <p>объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;</p> <p>единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;</p> <p>руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;</p> <p>людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.</p> <p><strong>Основной задачей КСЭОН является</strong> <strong>обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до</strong> людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.</p> <p><strong>Системы централизованного оповещения субъектов РФ</strong> - основное звено в решении задач информирования населения. Именно с этого уровня планируется организация его централизованного оповещения.</p> <p><strong>Назначение РАСЦО. </strong>Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (РАСЦО) предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных технологий.</p> <p><strong>Цели РАСЦО:</strong></p> <ul> <li>повышение эффективности РАСЦ оповещения населения Омской области;</li> <li>повышение оперативности реагирования СС РСЧС в целях защиты населения;</li> <li>снижение людских потерь и материального ущерба при возникновении ЧС;</li> <li>повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации ЧС.</li> </ul> <p><strong> Основной задачей РАСЦО Омской области является </strong>обеспечение оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера.</p> <p> <strong>Функционирование РАСЦО предусматривается на следующих уровнях:</strong></p> <ul> <li>региональный (региональная система оповещения о ЧС Омской обл.);</li> <li>муниципальный (местные системы оповещения о ЧС Омской обл.).</li> <li>объектовый (ЛСО на ПОО Омской области) – рассматривается в рамках модернизации КСЭОН Омской области.</li> </ul> <p> На данный момент РАСЦО Омской обл. построена на базе оборудования: <strong>П-166М; П -164; 5Ф88.</strong></p> <p><strong>РАСЦО на региональном уровне обеспечивает: </strong></p> <ul> <li>сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования ЧС;</li> <li>оповещение руководящего состава ТП РСЧС Омской обл., ГУ МЧС России по Омской обл., уполномоченных органов при ОМС, ЕДДС МО, СС РСЧС, ДДС ПОО;</li> <li>оповещение населения, проживающего на территории Омской обл.</li> </ul> <p><strong>РАСЦО на муниципальном уровне обеспечивает: </strong></p> <ul> <li>сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования ЧС;</li> <li>оповещение руководящего состава и звена ТП РСЧС, созданного МО, СС, ДДС ПОО;</li> <li>оповещение работников объектов путем дистанционного управления объектовыми и ЛСО;</li> <li>оповещение населения, проживающего на территории МО и в первую очередь находящегося в зонах экстренного оповещения.</li> </ul> <p>Системы регионального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение систем оповещения местного уровня (город, район).</p> <p>Передача сигналов и речевой информации осуществляется по действующим (занятым) каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов управления и указанной информации.</p> <p>Верхние звенья систем оповещения территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб главных управлений МЧС России по субъектам РФ по месту постоянного размещения (в административном центре).</p> <p>Элементы комплекса аппаратуры оповещения среднего звена размещаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).</p> <p>Оконечные комплекты аппаратуры управления систем оповещения устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам государственной власти данного субъекта РФ, а также в ряде случаев в дежурных частях городских (районных) отделах внутренних дел МВД России.</p> <p>Время передачи одного сигнала управления (время перехвата каналов связи) в одном звене не превышает 3 секунд.</p> <p>В целях повышения устойчивости управления работой систем оповещения в военное время его планируется осуществлять из загородной зоны по каналам связи, не проходящим через МТС административного центра субъекта РФ. Для обеспечения надёжности передачи сигналов управления от верхнего звена до городов и районов, как правило, они идут по двум независимым разнесенным трассам.</p> <p>Речевая информация до населения передаётся путем перехвата дежурными сменами органов управления ГОЧС каналов подачи программ вещания на узлы проводного вещания (радиотрансляционные), радиовещательные передатчики и передатчики речевого сопровождения телевещания.</p> <p>В Главном управлении МЧС России по субъекту РФ создается центральная станция оповещения, за готовность к немедленному использованию которой отвечает оперативно-дежурная служба в лице посменно меняющихся оперативных дежурных. В помещении этой станции устанавливается комплекс соответствующей аппаратуры, обеспечивающий управление территориальной системой оповещения и ее отдельными элементами.</p> <p>Управление системой оповещения города осуществляется непосредственно от его оперативно-дежурной службы, где размещается верхнее звено системы оповещения и организовано постоянное дежурство ответственных лиц.</p> <p>Элементы аппаратуры системы оповещения устанавливаются на АТС города, городском радиотрансляционном узле (центральный узел проводного вещания), аппаратной городского радио- и телевещания, а также на объектах экономики. На АТС размещается аппаратура для управления электросиренами и стойками циркулярного вызова. На радиотрансляционном узле, где организуется круглосуточное дежурство, может устанавливаться аппаратура для дистанционного включения от центральной станции оповещения данного города. Между персоналом радиотрансляционного узла и оперативным дежурным городского органа управления ГОЧС обеспечивается прямая телефонная связь.</p> <p>Основными средствами оповещения населения в городах являются электросирены, городская радиотрансляционная сеть, уличные и квартирные громкоговорители, которые дополняются мобильными средствами.</p> <p><strong> Системы централизованного оповещения местного уровня.</strong></p> <p>К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.</p> <p>Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.</p> <p> <strong>Системы оповещения сельского района.</strong></p> <p>Практика показала, что создать системы оповещения сельского района значительно сложнее, чем системы оповещения города, хотя они и относятся к одному уровню. Это связано с рядом причин:</p> <ul> <li>сельские телефонные сети менее развиты, чем городские;</li> <li>территория сельского района гораздо больше территории города;</li> <li>на территории района размещается значительное число небольших по численности населения сельских населенных пунктов;</li> <li>часть сельских населенных пунктов вообще может не иметь телефонной связи или даже централизованного электроснабжения;</li> <li>телефонные выходы на сельские населенные пункты часто организуются всего по одному-двум междугородным каналам связи;</li> <li>сельские населенные пункты в большинстве своем не имеют трехфазной сети электроснабжения, что резко ограничивает использование электросирен в сельской местности.</li> <li>Систем оповещения сельских районов в настоящее время практически нет, поэтому сигналы централизованного оповещения регионального уровня доводятся только до районных центров. Информирование сельских жителей проводится в основном по сетям радио- и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами и путем подворного обхода.</li> </ul> <p> </p> <p><strong>Порядок задействования систем оповещения населения.</strong></p> <p>Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.</p> <p><strong>Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:</strong></p> <p>высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);</p> <p>руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций);</p> <p>руководителями организаций.</p> <p>Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p> <p>КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителя органа местного самоуправления, организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.</p> <p>Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.</p> <p>В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.</p> <p>В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.</p> <p>В ручном режиме функционирования:</p> <p>уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;</p> <p>задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.</p> <p>Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.</p> <p>Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.</p> <p>Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.</p> <p>Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).</p> <p>Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.</p> <p>Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).</p> <p>Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.</p> <p>Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:</p> <p>сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;</p> <p>сети проводного радиовещания;</p> <p>сети уличной радиофикации;</p> <p>сети кабельного телерадиовещания;</p> <p>сети эфирного телерадиовещания;</p> <p>сети подвижной радиотелефонной связи;</p> <p>сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;</p> <p>сети связи операторов связи и ведомственные;</p> <p>сети систем персонального радиовызова;</p> <p>информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";</p> <p>громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.</p> <p>Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.</p> <p> Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.</p> <p>Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.</p> <p><strong>Локальные системы оповещения</strong></p> <p>ЛСО, создаваемые в районах расположения потенциально опасных объектов, предназначаются для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов, объектовых сил и служб ГО, руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей ЛСО, оперативных дежурных служб территориальных органов управления ГОЧС (субъекта РФ, органов местного самоуправления), населения, проживающего в зоне действия ЛСО.</p> <p>При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются:</p> <ul> <li>руководители и персонал объекта;</li> <li>объектовые службы и формирования сил ГО;</li> <li>оперативные дежурные службы территориальных органов управления ГОЧС.</li> </ul> <p>Если прогнозируемые последствия аварии выходят за границы такого объекта, то дополнительно оповещаются:</p> <ul> <li>персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия ЛСО;</li> <li>население, проживающее в зоне действия ЛСО.</li> </ul> <p>Управление локальной системой на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления этого объекта.</p> <p>Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств по сигналам системы централизованного оповещения и дежурным диспетчером (начальником смены) потенциально опасного объекта. При создании ЛСО необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной и местной системами централизованного оповещения, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.</p> <p>Зоны действия ЛСО определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:</p> <ul> <li>в районах ядерно- и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 километров вокруг каждого из них (включая населенный пункт находящийся у объекта);</li> <li>в районах химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 километра вокруг каждого из них;</li> <li>в районах гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 километров от каждого из них.</li> </ul> <p>Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование ЛСО, а также за информирование оперативных дежурных служб территориальных органов управления ГОЧС о факте аварии и складывающейся обстановке.</p> <p>Указанные службы отвечают за своевременное задействование региональных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия ЛСО.</p> <p>Решение на использование локальной системы принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, оно может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) этого объекта.</p> <p><strong>В случае применения ЛСО должен соблюдаться следующий порядок:</strong></p> <ul> <li>подается сигнал «Внимание всем!» путем дистанционного включения электросирен;</li> <li>передается команда на дистанционное включение электропитания усилителей проводного вещания и переключение их на передачу информации оповещения;</li> <li>с микрофона или компьютера осуществляется двух-трех кратная передача речевой информации;</li> <li>длительность ее не должна превышать 5 минут.</li> </ul> <p>О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования ЛСО сообщается в территориальные органы управления ГОЧС.</p> <p>Мероприятия по созданию ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов проводятся под началом руководителей последних с участием органов, осуществляющих управление ГО на территории субъекта РФ и муниципального образования, а также соответствующих служб оповещения и связи ГО.</p> <p>Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств локальных систем - это комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению их работоспособности и ресурса, выполняемых в период использования таких средств по назначению. Ответственность за организацию этих работ, контроль за состоянием и поддержанием технических средств в постоянной готовности к задействованию несет руководитель потенциально опасного объекта.</p> <p>Для контроля готовности ЛСО к использованию проводятся следующие виды проверок:</p> <ul> <li>технические проверки готовности ЛСО к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;</li> <li>комплексные проверки готовности ЛСО с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления ГОЧС и населения, проживающего на данной территории, должностных лиц потенциально опасного объекта.</li> </ul> <p>Комплексные проверки должны проводиться не реже одного раза в год комиссиями в составе представителей органов управления ГОЧС, службы оповещения и связи, организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения. А технические - дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) «Техническая проверка» с последующей записью результатов в книгу учета состояния технических средств оповещения.</p> <p>Накануне проверок обязательно должен проводиться комплекс организационно-технических мероприятий с тем, чтобы исключить несанкционированный запуск системы оповещения.</p> <p> </p> |