Организация обеспечения пожарной безопасности

Update Delete

ID4
TitleОрганизация обеспечения пожарной безопасности
Text<p style="text-align: center;"><strong>Введение</strong></p>
<p>Особое место среди разного рода чрезвычайных ситуаций занимают <strong>пожары. </strong>Они &nbsp;становятся источником многих бед, причиной гибели и получения травм &nbsp;людей, причиняют существенный материальный ущерб. По статистике, в Российской Федерации в 2021 году произошло 388400 пожаров, при которых погибло 8267 человек, получили травмы 8268 человек, в 2020 году произошло 439100 пожаров, при которых погибло 8262 человека, получили травмы 8439 человек. Материальный ущерб от пожаров составляет миллиарды рублей.&nbsp; В Омской области в 2020 году произошло 8076 пожаров. При пожарах погибло 103 человека, получили травмы 145 человек. &nbsp;В 2021 году в Омской области произошел &nbsp;8021 пожар, при которых погибло 144 человека, травмы получил 131 человек.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Подавляющее количество пожаров происходит в жилом секторе &ndash; более 70% от общего количества пожаров, оставшееся 30% приходится на здания общественного назначения- 4%, производственные зданиях- 2%, транспортные средства- 13%. &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>Анализ причин возникновения пожаров показывает, что большинство из них происходит по вине людей. Основными из них являются: неосторожное обращение с огнем, неисправность и нарушение правил эксплуатации различного рода установок, машин, механизмов, электрооборудования, печного отопления, нарушение правил проведения огневых работ и банальная халатность. Кто не знает сегодня о пожаре в торгово-развлекательном центре &laquo;Зимняя вишня&raquo; в г. Кемерово? Печальные последствия пожара- &nbsp;погибло 60 человек (41 из них ребенок). Десятки человек получили травмы различной степени тяжести. Само здание (свыше 1500 кв. метров) восстановлению не подлежит. Пожар возник в скрытой полости между 3 и 4 этажами в районе батутного центра, где проходил силовой кабель. Причинами быстрого распространения огня называются: горючая отделка путей эвакуации, загроможденность эвакуационных выходов, неисправность систем оповещения и пожаротушения, не работающие системы дымоудаления, паника при эвакуации.</p>
<p>Факторами, влияющими на пожарную безопасность в организациях и на предприятиях являются: отсутствие у работающего персонала навыков в области пожарной безопасности, несоблюдение либо отсутствие противопожарного режима, &nbsp;нарушение технологии процесса. Персонал предприятий и организаций (от руководителей до рядовых работников) не имеет необходимых знаний в области пожарной безопасности.</p>
<h3 style="text-align: center;"><strong>Законодательство Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. Основные нормы и требования.</strong></h3>
<p>Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 &ndash;ФЗ &laquo;О пожарной безопасности&raquo;, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законодательство субъектов РФ не действует в части, устанавливающей более низкие требования пожарной безопасности, чем федеральный закон.</p>
<p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Федеральный закон </strong><strong>от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"</strong> определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.</p>
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Структурно Закон состоит из 6 глав. В главе № 4 (Обеспечение пожарной безопасности) в статье 25 указано, что &laquo;обучение мерам ПБ лиц, осуществляющих трудовую деятельность в организациях проводится по программам противопожарного инструктажа или дополнительного профессионального образования&raquo;. Т.е. все работники обязаны пройти противопожарный инструктаж (о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего).</p>
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В законе содержатся основные понятия, относящиеся к пожарной безопасности, определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, каким образом&nbsp; обеспечивается пожарная безопасность, права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.</p>
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Даны следующие понятия (ст.1 ФЗ №69): &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>-<strong>пожарная безопасность</strong>-состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;<br /><strong>-пожар</strong> - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;<br /><strong>-требования пожарной безопасности</strong>-специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;<br /><strong>-противопожарный режим-</strong>совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;<br /><strong>-меры пожарной безопасности</strong> - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.</p>
<p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Система обеспечения пожарной безопасности </strong>(ст. 3) - совокупность сил&nbsp;&nbsp; и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.</p>
<p>Основными <strong>элементами системы</strong> обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p>
<p>В законе обозначены<strong> основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:</strong></p>
<p>- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности (издание законов, правил стандартов в области ПБ);<br />- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;<br />- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;<br />- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;<br />- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;<br />- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;<br />- информационное обеспечение;<br />- осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;<br />- производство пожарно-технической продукции;<br />- выполнение работ и оказание услуг;<br />- лицензирование деятельности;<br />- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;<br />- учет пожаров и их последствий;<br />- установление особого противопожарного режима;<br />- организация и осуществление профилактики пожаров.</p>
<p>Одним из полномочий <strong>органов государственной власти субъектов РФ</strong> в области пожарной безопасности является организация обучения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности.</p>
<p>Что касается <strong>обучения мерам пожарной безопасности</strong>, то это проводится в жизнь на основании ст. 25 ФЗ № 69 &laquo;О пожарной безопасности&raquo;, где указано в частности: &laquo; обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях проводится по программам противопожарного инструктажа и дополнительным профессиональным программам&raquo;.</p>
<p>Что касается дополнительного профессионального обучения, то оно &nbsp;проводится на основании Приказа МЧС России от 08.11.2021 г. № 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности". &nbsp;В данном приказе указано, что: &nbsp;&laquo;ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа&nbsp; несет руководитель организации. &nbsp;Руководитель организации определяет порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации<sup>&nbsp;</sup>&raquo;. &nbsp;&nbsp;Вернемся к ФЗ № 69. В законе <strong>о</strong><strong>пределены полномочия, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности </strong>(ст. 19):&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;</p>
<p>- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения&nbsp;собранийнаселения;</p>
<p>- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.</p>
<p>В законе содержатся п<strong>рава, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности </strong>(ст.&nbsp; 34). <strong>Граждане имеют право</strong> на:<br />- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;<br />- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;<br />- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;<br />- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;<br />- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.</p>
<p><strong>Граждане обязаны</strong>:</p>
<p>- соблюдать требования пожарной безопасности;<br />- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;&nbsp;<br />- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;<br />- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;<br />- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;<br />- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;</p>
<p><strong>Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". </strong><strong>&nbsp;</strong>Данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.</p>
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;Положения Федерального закона № 123&ndash;ФЗ обязательны для исполнения при:&nbsp; проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.</p>
<p><strong>Основными задачами технического регламента является:<br /></strong>-комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территории, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;<br />-установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;<br />-внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности путем использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного пожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.</p>
<p>В законе даны основные понятия:</p>
<p>&nbsp;аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;</p>
<p>эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;</p>
<p>безопасная зона - зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений;</p>
<p>класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства</p>
<p>&nbsp;<strong><em>( Ф 1.1- больницы, дошкольные образовательные организации, Ф1.3- многоквартирные жилые дома, Ф 4.2- здания образовательных организаций высшего и дополнительного образования, Ф4.1 &ndash; общеобразовательные организации).</em></strong></p>
<p>первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;</p>
<p>эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;</p>
<p>пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;</p>
<p>пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре;</p>
<p>пожарный оповещатель - техническое средство, предназначенное для оповещения людей о пожаре.</p>
<p>Законом определено (ст.5), что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.</p>
<p>Также приведена <strong>классификация пожаров и опасных факторов пожара</strong>. Классификация пожаров <strong>по виду горючего материала</strong> используется для обозначения области применения средств пожаротушения <strong>в том числе огнетушителей</strong>.</p>
<p>Классификация пожаров <strong>по сложности их тушения</strong> используется при определении состава сил и средств подразделений пожарной охраны и других служб, необходимых для тушения пожаров.</p>
<p>&nbsp;Классификация опасных факторов пожара используется при обосновании мер пожарной безопасности, необходимых для защиты людей и имущества при пожаре.</p>
<h2>&nbsp;Классификация пожаров.</h2>
<p>Пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на следующие классы:</p>
<p>1) пожары твердых горючих веществ и материалов (A);</p>
<p>2) пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (B);</p>
<p>3) пожары газов (C);</p>
<p>4) пожары металлов (D);</p>
<p>5) пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (E);</p>
<p>6) пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).</p>
<h2>&nbsp;Опасные факторы пожара.</h2>
<p>&nbsp;К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: 1) пламя и искры; 2) тепловой поток; 3) повышенная температура окружающей среды;4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; 5) пониженная концентрация кислорода; 6) снижение видимости в дыму.</p>
<p>&nbsp;К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся: &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1) осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;</p>
<p>2) радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;</p>
<p>3) вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;</p>
<p>4) опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;</p>
<p>5) воздействие огнетушащих веществ.</p>
<p>&nbsp;В Законе (ст. 52) приведены <strong>способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара</strong>. Вот некоторые из них:</p>
<p>1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага (<strong><em>противопожарные перегородки, отсеки, занавесы);</em></strong></p>
<p>2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;</p>
<p>3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;</p>
<p>4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;</p>
<p>5) применение первичных средств пожаротушения;</p>
<p>6) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;</p>
<p>7) применение безопасных строительных материалов;</p>
<p>8) исключение обстоятельств для скрытого распространения огня ( т.е. конструктивное исполнение строительных элементов зданий, сооружений не должно являться причиной скрытого распространения огня по зданию, сооружению.</p>
<p>Определено требование к размещению подразделений пожарной охраны: <br />- время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут;</p>
<p>- определены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению выполнения первичных мер пожарной безопасности.</p>
<p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"</strong> устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.<strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </strong></p>
<p><strong>В законе определены вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14), вопросы местного значения городского округа (ст. 16)</strong></p>
<p>К вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся:<br />- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (ст.14.п.9).<br />Органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на:<br />- создание муниципальной пожарной охраны.</p>
<p><strong>Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 "О противопожарном режиме"</strong> содержит требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.</p>
<p>ППР достаточно объемный документ, структурно состоит из 24 глав (содержатся требования ПБ для различных объектов защиты:&nbsp; территорий поселений, зданий для проживания людей, объектов торговли, медицинских организаций, научных и образовательных организаций, объектов культуры, торговли, медицинских организаций, производственных, сельскохозяйственных АЗС, применение и реализация пиротехнических изделий и т.д.) и 9 приложений.</p>
<p>Данным Постановлением Правительства в главе 1 &laquo;общие положения&raquo; определено, что:<br />- для каждого объекта разрабатывается <strong>инструкция о мерах пожарной безопасности </strong>(в ней содержатся требования по содержанию территорий, проведению пожароопасных работ, места для курения и т.д.);<br />- лица допускаются к работе на объекте <strong>только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности</strong>. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты (ст.4). Требования к <strong>инструкции о мерах пожарной безопасности </strong>содержатся в главе № 18 ППР.</p>
<p>Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения <strong>источники наружного противопожарного водоснабжения,</strong> а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.</p>
<p>На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает: <br />наличие планов эвакуации людей при пожаре;<br />проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации;<br />содержание в исправном состоянии наружных пожарных лестниц;<br />наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих&nbsp; пути эвакуации, эвакуационные &nbsp;&nbsp;выходы.</p>
<p><strong>Требования при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей: </strong>Руководитель организации при проведении мероприятий с участием 50 человек и более (далее - мероприятия с массовым пребыванием людей) обеспечивает:<br />осмотр помещений перед началом мероприятий с массовым пребыванием людей в части соблюдения мер пожарной безопасности; <br />дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях;&nbsp;<br />в помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым пребыванием людей проводятся только в светлое время суток. В этих помещениях должно быть обеспечено естественное освещение.<br />На мероприятиях с массовым пребыванием людей применяются электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующие сертификаты соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев и повреждение изоляции проводов, искрение и др.) иллюминации или гирлянды немедленно обесточиваются.<br />Новогодняя елка устанавливается на устойчивом основании и не должна загромождать эвакуационные пути и выходы из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков, а также приборов систем отопления и кондиционирования.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p><strong>На объектах защиты с массовым пребыванием людей запрещается:&nbsp;</strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br />а) применять дуговые прожекторы со степенью защиты менее IP 54 и свечи (кроме культовых сооружений);&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br />б) проводить перед началом или во время представления огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br />в) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br />г) превышать нормативное количество одновременно находящихся людей в залах (помещениях) и (или) количество, определенное расчетом, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. <br />При отсутствии нормативных требований о максимальном допустимом количестве людей в помещении следует исходить из расчета не менее 1 кв. метра на одного человека.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br /><strong>При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:</strong><br />а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;<br />б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов;<br />в) устраивать в тамбурах выходов из зданий (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;<br />г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;<br />д) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования.</p>
<p>В ППР прописаны действия при обнаружении пожара (п. 2), как должно проводиться выжигание сухой растительности-( п. 63).</p>
<p><strong>Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ &nbsp;"О добровольной пожарной охране"</strong> устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.</p>
<p><strong>Определены основные </strong>з<strong>адачи добровольной пожарной охраны (ст.9), которыми</strong> <strong>является</strong>:<br />-осуществление профилактики пожаров;<br />-спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;<br />-участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.</p>
<p><strong><u>Закон Омской области от 20.12.2004 г. № 593-ОЗ "О пожарной безопасности в Омской области".<br /></u></strong>Основные полномочия Губернатора и Правительства Омской области:<br />-создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета; <strong><em>(в Омской области постов БУУППС- 120 постов, это около 650 человек личного состава).<br /></em></strong>-организация обучения населения мерам пожарной безопасности;<br />-принятие решения об установлении особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности;<br />-организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;<br />-информирование населения о мерах пожарной безопасности и принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.</p>
<p>Проведение проверок по соблюдению требований пожарной безопасности проводится на основании Приказа МЧС России от 09.02.2022 г. № 78 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора"</p>
<h3 style="text-align: center;"><strong>Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление.</strong></h3>
<p><strong>Меры пожарной безопасности</strong> - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (ст. 1 ФЗ № 69). Они разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений (ст. 21 ФЗ № 69). Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.<br />Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, должны предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств и населенных пунктов разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (ст. 21 ФЗ № 69).</p>
<p><strong>Первичные меры пожарной безопасности (ст. 63 ФЗ №123).</strong></p>
<p>На основании статей 60-62 ФЗ № 123, здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями. Кроме этого может предусматриваться&nbsp; наличие и возможность применения&nbsp; автоматических и (или) автономных установок пожаротушения для целей ликвидации и нераспространения пожара. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения.<br />В соответствии со <u>ст. 63</u> ФЗ&nbsp; от 22.07.2008 №123-ФЗ <strong>первичные меры пожарной безопасности</strong> включают в себя:<br />- разработку (<strong>плана привлечения сил и средств) расписания выездов </strong>для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;<br />- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;<br />- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;<br />- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;<br />- организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;<br />- социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.<br />К мерам пожарной безопасности относится и оснащение различных объектов защиты первичными средствами пожаротушения.<strong> Первичные средства пожаротушения</strong> <strong>- это средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.</strong></p>
<p>Пожарная безопасность муниципального образования и объектов муниципальной собственности обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности (ст.63 ФЗ № 123)&nbsp; и включают в себя:<br />-реализацию полномочий ОМС по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического;<br />-обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;<br />-разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории;<br />-обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.</p>
<p>Пожарная безопасность муниципального образования: <br />- разработка расписания выездов для тушения пожаров и проведения АСР (<strong><em>т.е. определение порядка, численности привлечения сил и средств Пожарной охраны на основе особенностей территорий, зданий, объектов)</em></strong>;<br />-установление особого противопожарного режима;<br />-обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;<br />-обеспечение связи и оповещения о пожаре;<br />-организация обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды;</p>
<p>На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов. (п. 66 ППР).</p>
<p><strong>Противопожарный режим и его установление</strong></p>
<p>Основным профилактическим действием по предупреждению пожаров является <strong>соблюдение противопожарного режима</strong>.<br />Противопожарный режим заключается в том, каждый объект защиты должен иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, руководителем должно быть назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность. Кроме этого: <br />определены и оборудованы места для курения, определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; <br />определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; <br />регламентированы порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ и порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; <br />определены действия работников при обнаружении пожара; &nbsp;<br />определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, а также назначают ответственных за их проведение.<br />Противопожарный режим вводится на территории (в помещениях) организации в соответствии с распорядительными документами данной организации.<br />На основании анализа законодательства можно выделить следующие <strong>общие первичные меры пожарной безопасности в рамках установления противопожарного режима:<br /></strong>-очистка всей территории от горючего мусора;<br />-необходимость отказа от деревянных заборов, сараев, навесов;<br />-применение при строительстве негорючих материалов;<br />-создание огнестойких преград при помощи металлических дверей, капитальных стен;<br />-оборудование щитов с противопожарным инвентарем, ящиков с песком, емкостей с водой; обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам;<br />-установка автоматических средств извещения и тушения пожаров;<br />-ворота и двери из помещений должны открываться наружу;<br />-печи, плиты, дымоходы, электропроводку нужно содержать в полной исправности и периодически проверять.<br />Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.</p>
<p>В случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях может вводиться<strong> особый противопожарный режим</strong>- <strong>дополнительные</strong> требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления.(ст.1 69-ФЗ).&nbsp;<strong>На период действия особого противопожарного режима</strong> на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются <strong>дополнительные требования пожарной безопасности</strong>, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов. &nbsp;Влияют <strong>на повышение пожароопасности следующие условия</strong>:<br />-увеличении количества пожаров или случаев гибели на пожарах людей в жилом секторе;<br />-возникновении пожаров с крупным материальным ущербом, вызвавших значительный общественный резонанс;<br />-возникновении сильного ветра (в том числе смерча и шквала) со скоростью в порывах 30 и более метров в секунду; повышение температуры воздуха до плюс 30 градусов по Цельсию и выше в течение одной недели и более;<br />-возникновении крупных лесных пожаров.</p>
<p>В соответствии с указанным решением <strong>издается соответствующий нормативный правовой акт</strong>, регламентирующий проведение необходимых мероприятий по укреплению или стабилизации пожарной безопасности на территории поселения или его части, который включает:<br />- основания для установления особого противопожарного режима;<br />- разработку дополнительных требований пожарной безопасности, действующих в период установления особого противопожарного режима;<br />- порядок реализации комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки с пожарами и последствий от них;<br />- особенности организации службы пожарной охраны при введении особого противопожарного режима;<br />- порядок контроля реализации комплекса мероприятий по укреплению пожарной безопасности при введении особого противопожарного режима.</p>
<p><strong>Порядок учёта пожаров и их последствий:</strong></p>
<p>Порядок учёта пожаров и их последствий в Российской федерации осуществляется в соответствии с Приказом МЧС РФ от 21 ноября 2008г. №&nbsp;714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий". Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора. Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>
<p>Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации. ( <strong><em>Информация о пожарах- статистика, является общедоступной- есть на сайте МЧС, вкладка оперативная информация.)</em></strong></p>
<p>Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.<br />Учету подлежит ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.</p>
<h3 style="text-align: center;"><strong>Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности</strong><strong>.</strong></h3>
<p>Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Задачи, стоящие перед лицами, ответственными за пожарную безопасность вытекают из возложенных на них обязанностей и предоставленных прав. В соответствии ст. 37 Федерального закона &laquo;О пожарной безопасности&raquo; <strong>руководители организации имеют право</strong><strong>:<br /></strong>-создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;<br />-вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;<br />-проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; <br />-устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарнойбезопасности;<br />-получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;<br />-создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения ПО, которые они содержат за счет собственных средств;<br />- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;<br />-устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения ПБ;<br />-получать информацию по вопросам ПБ, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. <strong>Руководители организации обязаны:<br /></strong>-соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;<br />-разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;<br />-проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, создавать пожарно-технические комиссии<br />-включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;<br />-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (огнетушители не должны иметь ржавчины, сколов.<br /><strong>Руководитель</strong> обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов;<br />- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;<br />-предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;<br />-обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; <br />-предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;<br />-незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;<br />-создавать подразделения пожарной охраны</p>
<p>ППР в РФ (постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) обязывают руководителей организаций:<br />- определить порядок и сроки определить порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности;<br />-обеспечить исправность, обслуживание и ремонт водопроводов противопожарного водоснабжения и проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью);<br />-объект с массовым пребыванием людей (единовременное пребывание 50 и более человек), обеспечивается исправными электрофонарями, СИЗ органов&nbsp; дыхания и зрения (не менее 1 фонаря на каждого дежурного).</p>
<p>Руководитель <strong>образовательной</strong> организации организует проведение перед началом каждого учебного года с обучающимися занятия по изучению требований пожарной безопасности (п. 92);</p>
<p>Руководитель организации обеспечивает разработку плана эвакуации музейных предметов и ценностей из <strong>музея</strong> (картинной галереи), а также плана эвакуации животных из <strong>цирка и зоопарка</strong> в случае пожара (п. 93);</p>
<p>Руководитель (<strong>медицинской</strong>) организации обеспечивает наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчета 1 носилки на 5&nbsp;пациентов и СИЗ на каждого работника дежурной смены.<br />Расстояние между кроватями в палатах &ndash; не менее 0,8 метра, а центральный основной проход- не менее 1,2 метра. (п. 116).<br />Запрещается : устанавливать кровати в коридорах, холлах и на других путях эвакуации (п. 117).</p>
<h3 style="text-align: center;"><strong>Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.</strong></h3>
<p>За нарушения в области пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная виды ответственности. К д<u>исциплинарной ответственности</u> могут привлекаться работники (должностные лица), &nbsp;нарушившие требования пожарной безопасности (правил, приказов, инструкций, регламентов) на предприятиях и в организациях. Работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель за дисциплинарный проступок имеет право применить следующие виды&nbsp; дисциплинарных взысканий:<br />- замечание;<br />- выговор;<br />- увольнение.</p>
<p><strong><u>Административная ответственность</u></strong> наступает в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит и должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.</p>
<p>КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридичес&shy;ких и физических лиц за:</p>
<p>- нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4);</p>
<p>- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);</p>
<p>- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16).</p>
<p>За административные правонарушения в области пожарной безопасности (статья 20.4) могут быть назначены административные наказания в виде:</p>
<p>-предупреждения (только на граждан);</p>
<p>-административного штрафа (от 5000 до 50000&nbsp; рублей- на граждан, от 15000 до 100000 рублей -на должностных лиц и от 90000 до 2000000 рублей -на юридических лиц);</p>
<p>-административного приостановления деятельности (на срок до 90) суток;</p>
<p>-дисквалификация до 3-х лет (применяется только для эксперта в области оценки пожарного риска).</p>
<p>&nbsp;Должностные лица органов уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП, указаны в 23.34 КоАП.</p>
<p><strong><u>Уголовная ответственность</u></strong> за нарушения в области пожарной безопасности &nbsp;наступает в соответствии с Уголовным кодексом РФ. К уголовной ответственности может быть привлечено только физическое&nbsp; лицо (вменяемое, достигшее возраста, уголовной ответственности). Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.</p>
<p>В Уголовном кодексе РФ содержатся <u>три статьи</u>, за нарушение требований которых может наступить уголовная ответственность в области пожарной безопасности.</p>
<p>Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Санкция данной статьи &ndash; <u>штраф</u> до 120000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо <u>обязательные работы</u> на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо <u>исправительные работы</u> на срок до двух лет, либо <u>ограничение свободы</u> на срок до одного года, либо <u>принудительные работы</u> на срок до одного года, либо <u>лишение свободы</u> на тот же срок. Крупным размером является размер ущерба, превышающий 250000 рублей.</p>
<p>Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности.</p>
<p>1.Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -</p>
<p>2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -</p>
<p>3.Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -</p>
<p>Санкция данной статьи может быть в виде штрафа до 80000 рублей, ограничения свободы на срок до трех лет, принудительные работы сроком до трех лет, лишение свободы до семи лет. Как дополнительный вид наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок.</p>
<p>Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений.</p>
<p>1.Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.</p>
<p>2.Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб.</p>
<p>3.Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.</p>
<p>4.Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб.</p>
<p>Санкция данной статьи может быть в виде штрафа от 200000 рублей, ограничения свободы на срок до трех лет, принудительные работы сроком до трех лет, лишение свободы до десяти лет. Как дополнительный вид наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб,&nbsp; превышающий пятьдесят тысяч рублей.</p>
<p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Заключение</strong></p>
<p>Обеспечение пожарной безопасности&nbsp; является одной из важнейших функций государства, важным звеном в работе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации&nbsp; чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами влекут гибель людей, причиняют огромный экономический ущерб. Законодательство России в области Пожарной безопасности направлено на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане являются элементами системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Законодательные нормы в области пожарной безопасности обязательны для исполнения. За нарушения в области пожарной безопасности предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.</p>