Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС

Update Delete

ID9
TitleНормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС
Text<p>&nbsp;</p>
<p><strong>Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения&nbsp; населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных документов. </strong></p>
<p>&nbsp;</p>
<p><strong>Обучение в области гражданской обороны</strong> &mdash; целенаправленный и специально организованный процесс формирования у населения знаний, умений и навыков, необходимых при защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий.</p>
<p>Обучение в области ГО является обязательным, осуществляется в рамках Единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводится в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.</p>
<p>Данная задача и понятие отражено в основных документах: Федеральных законах № 28-ФЗ &laquo;О гражданской обороне&raquo; от 12.02.1998 г. и № 68-ФЗ &laquo;О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo; от 21.12. 1994 г.</p>
<p>С принятием указанных и ряда других документов в Россий&shy;ской Федерации сформирована стройная единая система подго&shy;товки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС мирного и военного времени.</p>
<p>В Федеральном законе&raquo; О гражданской обороне&raquo; отражены полномочия:</p>
<p><strong>Ст. 6 Полномочия Правительства Российской Федерации</strong>&nbsp; <em>- определяет порядок подготовки населения в области ГО;</em></p>
<p><strong>Органы государственной исполнительной власти субъектов РФ </strong><em>- организуют подготовку населения в области гражданской обороны;</em></p>
<p><strong>Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований </strong><em>- проводят подготовку населения в области гражданской обороны;</em></p>
<p><strong>Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации </strong>&ndash; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.</p>
<p>Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 &laquo;Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны&raquo; определяет задачи обучения, лиц, подлежащих подготовке в области ГО, а также обязанности органов власти и формы подготовки.</p>
<p>Основными задачами при подготовке населения в области ГО являются:</p>
<p>а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;</p>
<p>б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;</p>
<p>в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;</p>
<p>г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.</p>
<p>Лица, подлежащее подготовке в области ГО, подразделяется на следующие группы:</p>
<p>а)&nbsp;руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций ( руководители);</p>
<p>б)&nbsp;работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее - работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным</p>
<p>в)&nbsp;личный состав формирований и служб;</p>
<p>г)&nbsp;физические лица, вступившие в трудовые отношения с</p>
<p>д)&nbsp;обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются&nbsp;- обучающиеся);</p>
<p>е)&nbsp;физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее именуются - неработающее население).</p>
<p>Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.</p>
<p>В соответствии с &laquo;Положением об организации подготовки населения в области гражданской обороны&raquo;:</p>
<p><em>а) федеральные органы исполнительной власти:</em></p>
<p>планируют и осуществляют мероприятия по подготовке работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;</p>
<p>осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников и личного состава формирований и служб организаций, находящихся в ведении этих органов;</p>
<p>участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета &laquo;Основы безопасности жизнедеятельности&raquo; и учебной дисциплины &laquo;Безопасность жизнедеятельности&raquo;;</p>
<p>организуют обучение по дисциплине &laquo;Безопасность жизнедеятельности&raquo; студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении этих органов;</p>
<p>организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний&nbsp; в области гражданской обороны;</p>
<p>организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;</p>
<p><em>б) органы государственной &nbsp;власти субъектов Российской Федерации:</em></p>
<p>планируют подготовку населения в области гражданской обороны;</p>
<p>организуют изучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, предмета &laquo;Основы безопасности жизнедеятельности&raquo;, а в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам и находящихся в сфере ведения этих органов, ‒ дисциплины &laquo;Безопасность жизнедеятельности&raquo;;</p>
<p>создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также организуют их деятельность;</p>
<p>организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;</p>
<p>организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний&nbsp; в области гражданской обороны;</p>
<p>организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения; осуществляют контроль за ходом и качеством подготовки населения в области гражданской обороны;</p>
<p>организуют не менее 2 раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, муниципальных образований, организаций, деятельность которых связана с деятельностью муниципальных образований или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;</p>
<p>организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;</p>
<p><em>в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:</em></p>
<p>организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;</p>
<p>осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований;</p>
<p>проводят учения и тренировки по гражданской обороне;</p>
<p>осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;</p>
<p>создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях;</p>
<p>г) организации:</p>
<p>разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;</p>
<p>осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;</p>
<p>создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;</p>
<p>разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;</p>
<p>организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;</p>
<p>планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.</p>
<p>Нормативно закреплены следующие формы подготовки в области гражданской обороны в зависимости от категорий обучаемых:</p>
<ol>
<li>Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций:</li>
</ol>
<p>а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;</p>
<p>б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;</p>
<p>в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.</p>
<ol start="2">
<li>Должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, работники гражданской обороны, работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны, руководители организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время:</li>
</ol>
<p>а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;</p>
<p>б)&nbsp;дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны;</p>
<p>в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;</p>
<p>г)&nbsp;участие руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций в тематических и проблемных обучающих семинарах (вебинарах) по гражданской обороне.</p>
<ol start="3">
<li>Личный состав формирований и служб:</li>
</ol>
<p>а)&nbsp;курсовое обучение руководителей формирований и служб на курсах гражданской обороны, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>б)&nbsp;курсовое обучение личного состава формирований и служб по месту работы;</p>
<p>в)&nbsp;участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.</p>
<ol start="4">
<li>Работающее население:</li>
</ol>
<p>а) курсовое обучение в области гражданской обороны по месту работы;</p>
<p>а.1)&nbsp;прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне по месту работы;</p>
<p>б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне, в том числе посещение консультаций, лекций, демонстраций учебных фильмов;</p>
<p>в) самостоятельное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.</p>
<ol start="5">
<li>Обучающиеся:</li>
</ol>
<p>а) обучение (в учебное время) по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";</p>
<p>б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;</p>
<p>в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.</p>
<ol start="6">
<li>Неработающее население (по месту жительства):</li>
</ol>
<p>а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);</p>
<p>б) участие в учениях по гражданской обороне;</p>
<p>в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>Федеральный закон &laquo;О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo; в статье 20 &laquo;Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций&raquo; прописан порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который определяется Правительством Российской Федерации.</p>
<p>Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.</p>
<p>Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020&nbsp;г. №&nbsp;1485 &laquo;Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo;. Положение, разработано в соответствии с Федеральным законом &laquo;О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo;. Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.</p>
<p>Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:</p>
<p>а) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;</p>
<p>б) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем;</p>
<p>в) физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;</p>
<p>г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;</p>
<p>д) работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники);</p>
<p>е) председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, (далее - председатели комиссий).</p>
<p>Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:</p>
<p>а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;</p>
<p>б) совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения учений и тренировок по защите от чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>в) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>г) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>д) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.</p>
<p>Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:</p>
<p>а) для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем:</p>
<p>- инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках;</p>
<p>б) для физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем:</p>
<p>&nbsp;- проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>в) для физических лиц, осваивающих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования:</p>
<p>- проведение занятий в учебное время по соответствующим программам учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";</p>
<p>г) для руководителей органов государственной власти:</p>
<p>&nbsp;- самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках;</p>
<p>д) для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.</p>
<p>МЧС России в целях организации и осуществления обучения населения в области ГО:</p>
<p><u>определяет перечень должностных лиц и работников гражданской обороны</u>, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны;</p>
<p>- устанавливает правила аттестации руководителей по вопросам гражданской обороны.</p>
<p>А вот перечень уполномоченных работников, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам или программам курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в связи с отменой Приказа МЧС РФ от 28 января 2020 г.&nbsp; № 50 &laquo;<strong>Об утверждении перечня уполномоченных работников</strong> <strong>, проходящих обучение &hellip;&hellip;&hellip;&raquo; </strong>необходимо определять в соответствии с &nbsp;Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020&nbsp;г. №&nbsp;1485 &laquo;Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo;.</p>
<p>Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:</p>
<p>председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и субъектов Российской Федерации - в федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования &laquo;Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий&raquo;;</p>
<p>руководители органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и указанных организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;</p>
<p>уполномоченные работники - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.</p>
<p>Получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогическими работниками - преподавателями учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Очень важный вопрос &ndash; организация подготовки работникам способам защиты.</p>
<p>В Приказе МЧС РФ от 23 мая 2017 г. № 230 &laquo;Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций&raquo;, говорится, что в соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:</p>
<p>4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.</p>
<p><strong><em>Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также работников организаций. Документы по учету процесса обучения. </em></strong></p>
<p>Единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций - государственная структура, объединяющая совокупность преемственных программ обучения в области ГО и защиты от ЧС, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления подготовкой населения в указанной области в целях всеобщего, непрерывного и комплексного обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.</p>
<p>Обучение в рамках Единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее &ndash; системы обучения) осуществляется на основании положений Федеральных законов &laquo;О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo; и &laquo;О гражданской обороне&raquo;, а также Постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны" от 2 ноября 2000 г. № 841 и от 18 сентября 2020 г. № 1485 &laquo;Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера&raquo;, а также Приказа МЧС РФ от 24 апреля 2020 года № 262 &laquo;Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны &hellip;&hellip;&raquo;,</p>
<p>Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются ‒ курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.</p>
<p>Основными документами планирования, организации и учета подготовки по ГОЧС являются:</p>
<p>ПЛАН&nbsp; основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на год:</p>
<p>Приказ руководителя ГО организации &laquo;Об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за ____ год и задачах на ___&nbsp; год с приложениями;</p>
<p>Программы курсового обучения;</p>
<p>Расписание занятий по ГО защите от ЧС;</p>
<p>Регистр подготовки должностных лиц и специалистов ГОЧС и руководителей формирований;</p>
<p>Журнал учета посещаемости и успеваемости учебной группы на год.</p>
<p>Одним из наиболее важных планирующих документом по вопросам ГОЧС в организации является <strong>&laquo;План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год&raquo;. </strong></p>
<p>Это основной рабочий документ постоянно действующего органа управления ГО и ЧС объекта (отдела, группы), которым он пользуется повседневно.</p>
<p>Первый раздел &mdash; это мероприятия, проводимые под руководством вышестоящих органов управления по делам ГО и ЧС. Здесь указываются те виды работ (заседания, совещания, учения...), в которых должны участвовать данное предприятие, его руководитель, службы, формирования.</p>
<p>Главный раздел &ndash; второй: &laquo;Мероприятия, проводимые под руководством руководителя гражданской обороны, председателя по комиссии ЧС и обеспечению ПБ&raquo;.</p>
<p>В плане, в частности, определяются сроки подготовки должностных лиц и специалистов ГОЧС, руководителей и личного состава формирований, а также сроки проведения занятий с учебными группами рабочих и служащих, не вошедших в формирования. Планируется тематика и сроки проведения учений и тренировок по ГОЧС, мероприятия по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы, мероприятия по контролю и оказанию помощи подразделениям организации.</p>
<p>План подготавливается в табличной форме. Наименование столбцов может быть различным.</p>
<p>В раздел &laquo;Мероприятия, проводимые под руководством руководителя гражданской обороны, председателя по комиссии ЧС и обеспечению ПБ&raquo; могут входить:</p>
<p>организационные мероприятия;</p>
<p>учения и тренировки;</p>
<p>подготовка руководящего состава;</p>
<p>подготовка формирований;</p>
<p>обучение сотрудников, не входящих в состав формирований;</p>
<p>основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;</p>
<p>основные мероприятия по противодействию терроризму;</p>
<p>совершенствование учебно-материальной базы;</p>
<p>контроль и оказание помощи.</p>
<p>Составляется план уполномоченным по ГОЧС, утверждается руководителем организации и согласовывается с вышестоящим органом управления по ГОЧС.</p>
<p>На основе Плана основных мероприятий в организации разрабатываются и ведутся документы, непосредственно отражающие вопросы планирования и учета обучения по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций.</p>
<p>К основным из них относятся:</p>
<p>приказ руководителя организации &laquo;Об итогах подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за прошедший год и задачах на очередной учебный год&raquo;;</p>
<p>расписание занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для каждой учебной группы на год;</p>
<p>регистр персонального учета обучения должностных лиц и специалистов ГОЧС и руководителей формирований в образовательных учреждениях МЧС России и ведомственных учреждениях повышения квалификации;</p>
<p>журнал учета посещаемости и успеваемости учебной группы на год;</p>
<p>при необходимости, перспективный план создания и совершенствования учебно-материальной базы.</p>
<p><strong>Приказ руководителя гражданской обороны</strong> &laquo;Об итогах подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за ____ г. и задачах на ____ год&raquo; &nbsp;является одним из основных документов, на основании которого разрабатываются остальные планирующие документы по обучению различных категорий в области ГОЧС на учебный год. Приказ разрабатывает руководитель структурного подразделения по ГО организации и подписывает руководитель гражданской обороны организации.</p>
<p>В констатирующей части приказа излагаются причины, послужившие основанием к изданию приказа, цели и задачи предписываемых действий. Раскрываются общие результаты подготовки организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также состояние подготовки руководящего состава, руководителей и личного состава формирований, рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, указывается процент охвата сотрудников обучением. В приказе отмечаются результаты по учениям и тренировкам, которые проводились в течение года, отмечаются структурные подразделения, службы, формирования, добившиеся лучших показателей в подготовке, отражается состояние учебно-материальной базы, а также делается краткий анализ по недостаткам и нерешенным вопросам, имевшимся в течение года.</p>
<p>В распорядительной части приказа определяется главная задача в подготовке организации по ГОЧС на предстоящий учебный год, задачи по обучению руководящего состава, руководителей и личного состава формирований, рабочих и служащих, не вошедших в формирования, и устанавливается порядок их подготовки. Определяются темы проведения комплексного (командно-штабного и тактико-специального) учения и штабных тренировок, ставятся задачи по наращиванию учебно-материальной базы и пропаганде мероприятий ГОЧС, устанавливаются сроки начала и окончания учебного года, дни и часы проведения занятий для каждой учебной группы.</p>
<p><em>К приказу в качестве приложений разрабатываются:</em></p>
<p><em>&nbsp;Перечень учебных групп и руководителей занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;</em></p>
<p><em>Программы курсового обучения и вводного инструктажа</em></p>
<p><em>Расписание занятий учебных групп</em></p>
<p><em>Состав и содержание учебно-материальной базы</em></p>
<p><em>Темы учений и тренировок</em></p>
<p><em>Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава</em></p>
<p><em>Другие приложения (при необходимости), например, план создания (совершенствования) учебно-материальной базы, перечень </em><em>тем, </em><em>нормативных документов для самостоятельного изучения, с</em><em>писок руководящего состава, самостоятельно изучающего вопросы ГОЧС</em><em> и т.д</em></p>
<p>Образцы некоторых документов рассмотрим.</p>
<p><strong>Расписание занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций</strong> разрабатывается для каждой учебной группы на учебный год. При разработке расписания занятий учитываются специфика организации и предстоящие в учебном году задачи в области ГОЧС. В расписании для каждого занятия указываются: дата и место проведения, номер и наименование темы, количество часов, отводимое на ее изучение, руководитель занятия.</p>
<p>Расписание занятий подписывается руководителем структурного подразделения по ГО и утверждается начальником гражданской обороны объекта.</p>
<p><strong>Регистр подготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГОЧС и руководителей формирований в УМЦ по ГОЧС, курсах ГО и ведомственных учреждениях повышения квалификации</strong> &ndash; документ, который постоянно ведется в организации. В этом регистре отражается дата и место обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) всех должностных лиц и специалистов ГОЧС организации, командиров формирований, которые в соответствии с установленной периодичностью должны проходить подготовку в учебных заведениях МЧС России (Академии гражданской защиты, УМЦ по ГОЧС Омской области) и учреждениях повышения квалификации. При заведении нового регистра данные о времени последней подготовки переносятся в новый регистр, старый регистр хранится в течение&nbsp; пяти лет в отделе (секторе) ГО организации.</p>
<p><strong>Перспективный план создания и совершенствования учебно-материальной базы</strong>&nbsp; разрабатывается на 5 лет. В этом документе планируется работа по созданию учебно-материальной базы, ее совершенствованию, определяются сроки и исполнители. Мероприятия из данного плана с конкретизацией сроков включаются в &laquo;План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ___ год&raquo;.</p>
<p><strong>План создания и совершенствования учебно - материальной базы разрабатывается на год.</strong></p>
<p>Подготовка населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и другими организациями на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.</p>
<p>Руководителям организаций предоставляется право, с учетом местных условий, специфики производства, особенностей степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отведенного на изучение отдельных тем примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также их содержание, без сокращения общего количества часов, предусмотренного примерной программой. Эти изменения должны найти отражение в рабочих программах, разрабатываемых в организациях.</p>
<p>20 апреля 2920 года утверждены 4 примерных программы курсового обучения:</p>
<p>Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (12 часов);</p>
<p>Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) (20 часов). Базовая подготовка &ndash; не менее 14 часов. Специальная подготовка &ndash; не менее 6 часов;</p>
<p>Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) (15 часов). Базовая подготовка &ndash; не менее 9 часов. Специальная подготовка &ndash; не менее 6 часов;</p>
<p>Примерная программа курсового обучения руководителей и работников ГО, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области ГО и защиты от ЧС.</p>
<p>Программы регламентируют подготовку по вопросам гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, категорий населения на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий ГО и задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.</p>
<p>В программах изложены организация подготовки и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших подготовку, наименование тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программ в целом и каждой темы в отдельности.</p>
<p>Программы являются одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и определяют основы организации и порядок обязательной подготовки государственных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, в целях подготовки к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в повседневной деятельности.</p>
<p>В &laquo;Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций<br /> (утв. МЧС России 2 декабря 2015&nbsp;г. №&nbsp;2-4-87-46-11)&raquo; даны образцы отдельных документов, необходимых для учета проводимых занятий.</p>
<p><strong>&laquo;Журнал учета посещаемости и успеваемости&raquo;</strong> ведется в каждой учебной группе. Он является основным учетным документом, отражающим выполнение учебной программы, действительность проведения учебных занятий в соответствии с расписанием занятий, посещаемость занятий, оценки по занятиям&nbsp; и сдачу нормативов по практическому обучению&nbsp; (нормативов по специальной подготовке личного состава формирований) каждой учебной группы и каждым обучаемым. Ответственность за ведение журнала учета посещаемости и успеваемости возлагается на руководителей учебных групп, а контроль за правильностью и своевременностью ведением журналов учета во всех учебных группах осуществляет руководитель структурного подразделения по ГО (отдела, сектора) организации. По завершению изучения учебной программы (учебного года) журнал сдается на хранение в структурное подразделение по ГО организации. Срок хранения - в течение следующего учебного года.</p>
<p><u>Периодичность прохождения курсового обучения</u>:</p>
<p><u>работающее население</u> и личный состав формирований и служб - <u>ежегодно;</u></p>
<p>остальные работники - <u>не реже одного раза в 5 лет.</u></p>
<p>Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение, в течение первого года работы, является обязательным.</p>
<p><u>Места проведения курсового обучения:</u></p>
<p>с работающим населением и личным составом формирований и служб - <u>в организациях по месту работы</u>.</p>
<p>Указанные формы планирования и учета не исключают ведения других документов, уточняющих вопросы организации обучения, дополняющих или облегчающих оперативный учет, контроль или носящих справочный характер.</p>
<p><strong>Заключение</strong></p>
<p>Таким образом, обучение (подготовка) населения в области ГО и защиты от ЧС - целенаправленный, планомерный и систематический процесс овладения всем населением знаниями, умениями и навыками деятельности по защите от опасностей связанных с ведением военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Обучение населения вопросам ГО и защиты от ЧС проходит в рамках Единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.</p>
<p>Изложенный материал дает возможность руководителям, должностным лицам, специалистам ГО и РСЧС эффективно осуществлять подготовку населения и персонала к проведению мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.</p>
<p>&nbsp;</p>