Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

Update Delete

ID17
TitleОрганизация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Text<p><strong><em>Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное положение о КЧС и ОПБ.</em></strong><strong>&nbsp;</strong></p>
<p>Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.</p>
<p>Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.</p>
<p>Федеральный закон №&nbsp;68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.</p>
<p>В статье 3 указаны цели настоящего закона.</p>
<p>Это:</p>
<ul>
<li>предупреждение возникновения и развития ЧС;</li>
<li>снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;</li>
<li>ликвидация ЧС.</li>
</ul>
<p>Во исполнение Федерального закона №<strong>&nbsp;</strong>68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Правительство Российской Федерации своим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 30 декабря 2003 г. № 794 утвердило ПОЛОЖЕНИЕ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".</p>
<p>Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.</p>
<ol>
<li>Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".</li>
<li>Единая система состоит из подсистем:</li>
</ol>
<ul>
<li>функциональная;</li>
<li>территориальная.</li>
</ul>
<ol start="3">
<li>Единая система действует на уровнях:</li>
</ol>
<ul>
<li>федеральный;</li>
<li>межрегиональный;</li>
<li>региональный;</li>
<li>муниципальный;</li>
<li>объектовый.<strong>&nbsp;</strong></li>
</ul>
<p>Функциональные подсистемы единой системы создаются для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций</p>
<ul>
<li>федеральными органами исполнительной власти;</li>
<li>государственными корпорациями (МВД, МЧС, Минобороны, Спецстрой, Минздрав, Минтруд, Росгвардия, Госкорпорации "Роскосмос", "Росатом" и т.д.)</li>
</ul>
<p>Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с МЧС.</p>
<p><strong>&nbsp;</strong></p>
<p>Территориальные подсистемы единой системы создаются для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.</p>
<p>Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.</p>
<p>На каждом уровне единой системы создаются:</p>
<ul>
<li>координационные органы;</li>
<li>постоянно действующие органы управления;</li>
<li>органы повседневного управления;</li>
<li>силы и средства;</li>
<li>резервы финансовых и материальных ресурсов;</li>
<li>системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы;</li>
<li>системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.</li>
</ul>
<p><em>При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.</em></p>
<p>Координационными органами являются:</p>
<p>на федеральном уровне и межрегиональном уровнях - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций;</p>
<p>на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;</p>
<p>на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;</p>
<p>на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, <em>в полномочия которых входит решение вопросов по защите </em>населения и территорий от чрезвычайных ситуаций<em>,</em> в<em> том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.</em></p>
<p><strong>Положение (примерное) о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности</strong><strong>&nbsp;</strong></p>
<p>Общие положения</p>
<p>Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности &nbsp;является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Комиссия создается в целях организации работ по предупреждению и руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, координации деятельности и взаимодействия по этим вопросам органов управления и сил звена РСЧС.</p>
<p>Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами территориальных органов управления, нормативными правовыми актами органов местного управления.</p>
<p>Комиссия создается на основании Постановления Администрации (приказа по организации).</p>
<p>Основные задачи Комиссии</p>
<p>Основными задачами Комиссии являются:</p>
<p>разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;</p>
<p>координация деятельности органов управления, сил&nbsp; звена РСЧС в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;</p>
<p>обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно - коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством;</p>
<p>рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.</p>
<p>Основные функции Комиссии</p>
<p>Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач выполняет следующие функции:</p>
<p>рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной&nbsp; безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно &ndash; коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;</p>
<p>разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования РСЧС;</p>
<p>осуществляет организацию взаимодействия сил и средств, привлеченных к ликвидации чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно&ndash;коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>подготавливает предложения по выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение проведения аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;</p>
<p>рассматривает в пределах своей компетенции иные вопросы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.</p>
<p>Права</p>
<p>Комиссия имеет право:</p>
<p>принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия органов, осуществляющих работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;</p>
<p>запрашивать в установленном порядке у руководителей государственных, общественных и иных организаций необходимые материалы, документы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;</p>
<p>заслушивать на своих&nbsp; заседаниях представителей органов местного самоуправления, организаций об исполнении законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, решений Комиссии;</p>
<p>создавать рабочие группы из числа членов Комиссии и&nbsp; представителей заинтересованных организаций (по согласованию) по направлениям деятельности Комиссии, определять полномочия, порядок работы этих групп;</p>
<p>приглашать для участия в работе Комиссии представителей предприятий и организаций по согласованию с их руководителями.</p>
<p>Состав Комиссии</p>
<p>В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместители, секретарь и члены Комиссии.</p>
<p>Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии, определяет функциональные обязанности заместителей председателя Комиссии, секретаря Комиссии, членов Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач.</p>
<p>Порядок работы Комиссии</p>
<p>Комиссия в повседневной деятельности выполняет возложенные на нее задачи в соответствии с планом, утверждаемым ее председателем, а в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации - в соответствии с решением председателя Комиссии.</p>
<p>Комиссия осуществляет свою деятельность путем проведения очередных и внеочередных заседаний. Очередные заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания Комиссии проводятся по инициативе председателя Комиссии или большинства членов Комиссии.</p>
<p>Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или по его поручению один из его заместителей.</p>
<p>Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.</p>
<p>Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.</p>
<p>Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется представителями тех органов, к ведению которых относятся вопросы повестки дня. Материалы представляются в Комиссию не позднее, чем в 10-и дневный срок до даты проведения заседания. В случае непредставления материалов в установленный срок, вопрос снимается с повестки и рассматривается на другом заседании.</p>
<p>Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.</p>
<p>Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании.</p>
<p><strong><em>Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Обязанности и алгоритм работы председателя и членов КЧС и ОПБ в повседневной&nbsp; деятельности.</em></strong></p>
<p>Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ.</p>
<p>КЧС и ПБ предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности, уменьшения ущерба от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, управления силами при ликвидации ЧС и всестороннего обеспечения их действий.</p>
<p>Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.</p>
<p>Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций возглавляют руководители федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций или их заместители. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.</p>
<p>Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.</p>
<p>Основными задачами КЧС и ОПБ в соответствии с их компетенцией являются:</p>
<p>а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения ПБ;</p>
<p>б) координация деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной &nbsp;власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях единой системы;</p>
<p>в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;</p>
<p>г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом;</p>
<p>д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.</p>
<p>Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ОПБ решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.</p>
<p>КЧС и ОПБ муниципального уровня (города, района) - координационный орган соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС. Она предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС и уменьшению ущерба от них на территории муниципального образования.</p>
<p>КЧС и ОПБ муниципального образования возглавляет глава местной администрации.</p>
<p>Она формируется из числа руководителей:</p>
<p>структурных подразделений администрации;</p>
<p>правоохранительных органов;</p>
<p>организаций, обеспечивающих деятельность муниципального хозяйства (энергетики, транспорта, связи и других работающих на территории муниципального образования).</p>
<p>Действует на основании соответствующего положения о КЧС и ОПБ.</p>
<p>Объектовая КЧС и ОПБ - координационный орган управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС. Она осуществляет свою деятельность под руководством руководителя организации и вышестоящей КЧС и ОПБ.</p>
<p>КЧС и ОПБ предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, уменьшению ущерба от возможных их последствий, управления силами при ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннего обеспечения их действий.</p>
<p>Решения КЧС и ОПБ, принятые в установленном порядке в пределах её компетенции, являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами организации.</p>
<p><strong>Основными типовыми задачами КЧС и ОПБ объекта являются:</strong></p>
<ul>
<li>руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении ЧС;</li>
<li>организация работ по созданию на потенциально опасном объекте локальной системы оповещения, поддержание ее в постоянной готовности;</li>
<li>обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала объекта;</li>
<li>руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;</li>
<li>организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также всего остального персонала объекта к действиям при ЧС.</li>
</ul>
<p>КЧС и ОПБ создается решением руководителя объекта.</p>
<p>Положение о КЧС и ОПБ и ее состав объявляются приказом.</p>
<p>Численность комиссии и ее персональный состав определяет руководитель объекта. При этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечить качественное проведение в полном объеме мероприятий по предупреждению, а также ликвидации ЧС, устойчивое управление силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).</p>
<p>Вместе с тем не следует стремиться к созданию многочисленной комиссии. Необходимо помнить, что успех в любом деле достигается не числом, а умением, заблаговременной подготовкой членов комиссии, рациональным распределением функциональных обязанностей.</p>
<p>КЧС и ОПБ комплектуется ответственными работниками управленческого аппарата и его структурных подразделений.</p>
<p>Состав КЧС и ПБ объектового уровня может быть следующим (вариант для крупного объекта):</p>
<p>Руководство:</p>
<ul>
<li>председатель КЧС и ОПБ - руководитель объекта или его заместитель;</li>
<li>заместитель председателя - главный инженер;</li>
<li>заместитель председателя - начальник структурного подразделения ГОЧС объекта.</li>
</ul>
<p>&nbsp; Члены КЧС и ОПБ:</p>
<ul>
<li>главные специалисты объекта (главный технолог или начальник производства, главный энергетик, главный механик и т. п.);</li>
<li>председатель эвакокомиссии (как правило, заместитель директора по общим вопросам или начальник отдела кадров, начальник ЖКО);</li>
<li>руководители специализированных подразделений, как правило, являющиеся начальниками соответствующих служб защиты (оповещения и связи, радиационной и химической защиты, противопожарной, медицинской, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения, транспортной, убежищ и укрытий и др.);</li>
<li>руководители специальных служб, например, техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т. п.</li>
</ul>
<p>Для выявления причин возникновения (угрозы возникновения) чрезвычайной ситуации на отдельных участках объекта или на объекте в целом, прогнозирования и оценки характера чрезвычайной ситуации, выработки предложений по её локализации и ликвидации из состава КЧС и ОПБ формируются оперативные группы с привлечением необходимых специалистов.</p>
<p>Возложение на себя руководства КЧС и ОПБ директором предприятия, как и включение в ее состав руководителей специализированных подразделений, возглавляющих соответствующие службы, представляется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повышение готовности к защите объекта и его персонала в военное время.</p>
<p>Руководитель объекта несет персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны.<strong>&nbsp;</strong></p>
<p><strong>Обязанности и алгоритм работы председателя и членов КЧС и ОПБ в повседневной деятельности</strong></p>
<p>В режиме повседневной деятельности КЧС и ОПБ организует свою работу в соответствии с годовым планом ее работы. Заседание проводится один раз в квартал, неплановые заседания &ndash; по решению председателя комиссии. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся до всего состава КЧС и ОПБ. Распределение обязанностей между членами КЧС и ОПБ осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей. Оповещение членов КЧС и ОПБ при угрозе или возникновении ЧС (с получением сигнала, распоряжения) осуществляется дежурной службой объекта по распоряжению председателя КЧС и ПБ или его заместителей.</p>
<p>Одной из важнейших задач, решаемых КЧС и ОПБ в режиме повседневной деятельности, является планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и, прежде всего надежной защиты персонала объекта.</p>
<p>Председатель КЧС и ОПБ (любого уровня) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач.</p>
<p>Председатель КЧС и ОПБ определяет и распределяет функциональные обязанности членов комиссии.</p>
<p><strong>Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС&nbsp; в режиме повседневной деятельности:</strong></p>
<p>изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;</p>
<p>сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;</p>
<p>разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению ПБ;</p>
<p>планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;</p>
<p>подготовка населения к действиям в ЧС;</p>
<p>пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;</p>
<p>руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;</p>
<p>проведение в пределах своих полномочий госэкспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;</p>
<p>осуществление необходимых видов страхования;</p>
<p>проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;</p>
<p>ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.</p>
<p><strong>Обязанности Председателя и членов КЧС и ОПБ в режиме повседневной деятельности.</strong></p>
<p>Обязанности Председателя КЧС и ОПБ объекта:</p>
<p>Председатель комиссии отвечает за организацию работы комиссии, ее постоянную готовность к выполнению возложенных задач, осуществление контроля за реализацией мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение устойчивого функционирования объекта в случае возникновения ЧС, руководство действиями по ее ликвидации.</p>
<p>Он обязан:</p>
<p>При повседневной деятельности:</p>
<ul>
<li>организовать разработку и своевременную корректировку Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и остальной документации комиссии;</li>
<li>осуществлять руководство повседневной деятельностью комиссии в соответствии с годовым планом работы, не реже одного раза в квартал проводить ее заседания;</li>
<li>выявлять источники опасности на объекте, прогнозировать последствия возможных ЧС, принимать меры по их предотвращению или снижению ущерба;</li>
<li>организовать контроль за реализацией мер, направленных на снижение опасности возникновения ЧС на объекте и повышение устойчивости его работы;</li>
<li>организовать и проводить лично подготовку членов комиссии, формирований и персонала объекта по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в соответствии с действующими программами, обеспечить их постоянную готовность к действиям при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.</li>
</ul>
<p>&nbsp;<strong>Обязанности Заместителя председателя КЧС и ОПБ. </strong></p>
<p>Заместитель председателя КЧС и ПБ отвечает за практическую реализацию на объекте профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение устойчивого функционирования объекта, а также за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.</p>
<p>Он обязан:</p>
<p>При повседневной деятельности:</p>
<ul>
<li>возглавлять работу технических служб объекта по прогнозированию возможных аварий (катастроф) на потенциально опасных участках производства и оценке их возможных последствий;</li>
<li>принимать участие в разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта и планов подчиненных служб;</li>
<li>разрабатывать и вносить на рассмотрение комиссии мероприятия, направленные на повышение надежности и устойчивости работы объекта;</li>
<li>планировать мероприятия, направленные на снижение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, выполнение предписаний органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и осуществлять контроль за практической их реализацией;</li>
<li>готовить производственный персонал технических служб и формирований ГО к действиям в ЧС;</li>
<li>в отсутствие председателя КЧС и ОПБ объекта выполнять его обязанности.</li>
</ul>
<p>&nbsp;<strong>Обязанности Заместителя председателя КЧС и ОПБ - начальника отдела ГО и ЧС: </strong></p>
<p>Начальник отдела ГО и ЧС отвечает за планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, своевременное приведение в готовность сил и средств для ведения АСДНР, обеспечение устойчивого управления в ЧС.</p>
<p>Он обязан:</p>
<p>При повседневной деятельности:</p>
<ul>
<li>принимать активное участие в разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечивая выполнение замысла и указаний председателя КЧС и ОПБ как по его содержанию, так и отработке необходимых деталей по управлению АСДНР и их всестороннему обеспечению;</li>
<li>осуществлять корректировку Плана в случае изменения обстановки на объекте;</li>
<li>составлять проекты Планов работы КЧС и ОПБ (по указанию ее председателя);</li>
<li>готовить материалы к очередным заседаниям КЧС и ОПБ и проекты решений (распоряжений);</li>
<li>поддерживать в постоянной готовности пункт управления, систему связи и оповещения, периодически проводить тренировки по оповещению и сбору членов комиссии по распоряжению ее председателя;</li>
<li>планировать занятия, учения и тренировки по подготовке руководящего состава объектового звена РСЧС, служб ГО, командно-начальствующего и личного состава формирований к действиям в ЧС;</li>
<li>проводить систематическую работу по укомплектованию, оснащению и учету специальных (невоенизированных) формирований объекта, поддержанию их в постоянной готовности к действиям в ЧС мирного и военного времени.</li>
</ul>
<p><strong>Обязанности Члена КЧС и ОПБ - начальника службы связи и оповещения </strong></p>
<p>Начальник службы связи и оповещения отвечает за постоянную готовность сил и средств к своевременному выполнению возложенных на службу задач.</p>
<p>Он обязан:</p>
<p>При повседневной деятельности:</p>
<ul>
<li>участвовать в разработке Плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС;</li>
<li>разрабатывать и корректировать План службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время;</li>
<li>укомплектовывать формирования службы личным составом и оснастить их табельным имуществом;</li>
<li>организовывать обучение личного состава формирований оповещения и связи;</li>
<li>разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости работы средств связи и оповещения;</li>
<li>проверять готовность службы к выполнению задач в ЧС.</li>
</ul>
<p><strong>Обязанности Члена КЧС и ОПБ - председателя объектовой эвакуационной комиссии. </strong></p>
<p>Председатель объектовой эвакуационной комиссии отвечает за организацию подготовки и проведение эвакомероприятий на объекте при ЧС.</p>
<p>Он обязан:</p>
<p>При повседневной деятельности:</p>
<ul>
<li>участвовать в разработке Плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС;</li>
<li>разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации рабочих, служащих с территории объекта и населения ведомственного жилого фонда при ЧС;</li>
<li>согласовать с городской (районной) эвакокомиссией район (места) временного размещения работников объекта и населения ведомственного жилфонда;</li>
<li>решить в установленном порядке и детально отработать вопросы транспортного, медицинского и других видов обеспечения эвакомероприятий при возможных ЧС;</li>
<li>организовать разработку документации ОЭК;</li>
<li>организовать и проводить специальную подготовку членов ОЭК, а также подготовку персонала структурных подразделений объекта к проведению эвакомероприятий;</li>
</ul>
<p>Функциональные обязанности других членов КЧС и ОПБ объекта должны также отражать сферу деятельности, ответственности и полномочия каждого из них с учетом занимаемой штатной должности и обязанностей по гражданской обороне.</p>
<p>Осуществление контроля за исполнением обязанностей членами КЧС и ПБ.</p>
<p>Члены КЧС и ПБ осуществляют свою деятельность:</p>
<p>- городские &ndash; под контролем Главы города;</p>
<p>- районные &ndash; под контролем главы районной администрации;</p>
<p>- объектовые &ndash; под контролем руководителя объекта.</p>
<p><strong><em>Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых&nbsp; документов и их содержание.</em></strong></p>
<p>Для обеспечения организованной и целенаправленной работы КЧС и ПБ (всех уровней) разрабатывают, как правило, три плана:</p>
<ol>
<li>План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера &ndash; основной документ КЧС и ОПБ, разрабатываемый совместно с ОУ по ГО и ЧС. Он предусматривает заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, вопросы защиты персонала объекта и материальных ценностей, а также порядок организации и проведения АСДНР.</li>
<li>План-график работы КЧС и ОПБ на объекте разрабатывается на случай аварии (стихийного бедствия) и предусматривает реальные действия, которые расписаны по времени и решаемым задачам. Начинается с определения порядка действий дежурной службы и оповещения, заканчивается проведением АСДНР и оценкой ущерба.</li>
<li>План работы КЧС и ОПБ объекта на год. Этот план содержит два раздела:</li>
</ol>
<p>Первый раздел включает:</p>
<ul>
<li>мероприятия, проводимые вышестоящей КЧС и ОПБ;</li>
<li>мероприятия, проводимые КЧС и ОПБ объекта.</li>
</ul>
<p>&nbsp;</p>
<p>Второй раздел включает следующие группы мероприятий:</p>
<ul>
<li>организационные мероприятия (заседания комиссий, учебно-методические сборы, конференции и т. п.);</li>
<li>научно-исследовательские работы (проведение опытно-исследовательских учений и тренировок;</li>
<li>основные мероприятия по подготовке органов управления, формирований и сотрудников объекта;</li>
<li>проведение инженерно-технических и технических&nbsp; мероприятий по повышению устойчивости объекта в ЧС;</li>
<li>создание запасов материально-технических средств.</li>
</ul>
<ol start="4">
<li>Планы служб ГО объекта по обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время (по количеству созданных служб) &ndash; для выполнения специальных мероприятий, подготовки сил и средств, обеспечения действий формирований в ходе проведения АСДНР создаваемыми службами ГО.</li>
<li>Перспективный план работы КЧС и ОПБ включает мероприятия, которые требуют значительных затрат материальных и финансовых средств, отсутствующих на объекте в текущем году, или значительного времени на их реализацию.</li>
</ol>
<p><strong>На объекте разрабатываются следующие документы:</strong></p>
<ol>
<li>Документы по организации системы предупреждения и ликвидации ЧС:</li>
</ol>
<ul>
<li>приказ РГО объекта экономики об организации объектового звена территориальной подсистемы РСЧС;</li>
<li>приказ РГО объекта о создании и составе КЧС и ОПБ;</li>
<li>положение о КЧС и ОПБ объекта.</li>
</ul>
<ol start="2">
<li>Документы по управлению мероприятиями и силами ГО:</li>
</ol>
<ul>
<li>приказы и распоряжения;</li>
<li>планы приведения объектовых формирований в готовность;</li>
<li>карты (планы), план объекта;</li>
<li>схема связи КЧС и ОПБ.</li>
</ul>
<ol start="3">
<li>Отчетно-информационные документы:</li>
</ol>
<ul>
<li>донесения, отчеты;</li>
<li>журналы учета.</li>
</ul>
<ol start="4">
<li>Рабочие документы комиссии:</li>
</ol>
<ul>
<li>схема оповещения и сбора личного состава комиссии;</li>
<li>схема размещения членов КЧС и ОПБ в пункте управления;</li>
<li>функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ;</li>
<li>расчет материально-технического обеспечения КЧС и ОПБ;</li>
<li>рабочие тетради членов комиссии.</li>
<li>Справочные документы:</li>
<li>ведомости, таблицы, графики, схемы.</li>
</ul>
<p>&nbsp;</p>